Уже много лет крупнейшие автопроизводители замалчивают проблему грядущей вирусной эпидемии автомобилей.
Проникнуть в секреты хакеров и антихакеров попытался
Анатолий Вохус.

Бессмысленно спорить, что появилось раньше – замки или взломщики. Много веков человечество играет в полицейских и воров, меняются только технологии. Компьютерные вирусы давно переросли стадию детских игрушек, превратившись в целую отрасль подпольной индустрии, приносящую немалые доходы. Современные вирусы зачастую не имеют внешних проявлений, но они стали более живучими и вредоносными. С их помощью злоумышленники воруют коды доступа, пароли, номера кредиток. А недавно вирусы стали находить и в автомобилях, точнее, в их компь­ютерных блоках. Что же они там делают и как туда попадают?
Сегодня различные системы автомобиля – от сигнализации до телефона и мультимедийного компьютера – так активно общаются между собой и с окружающим миром, что ворот для «инфекции» предостаточно. Кроме того, современные системы активной и пассивной безопасности уже рассчитаны на взаимодействие нескольких автомобилей между собой, открывающее, в принципе, доступ к командному центру, мозгу авто. Так что найти лазейку не проблема. С увеличением потока импортных машин в России стали появляться доселе неизвестные вирусы из Южной Америки, Кореи и Азии. К счастью, в наших условиях они практически не размножаются – подходящих автомобилей на дорогах очень мало.
Пока самый распространенный способ подцепить вирусы – использование протокола «Блютус». Но слабенький сигнал распространяется лишь на десяток-другой метров, поэтому в чистом поле просто так вирусам к машине не подобраться. Другое дело – загруженные магистрали Москвы или стоянка какого-нибудь дорогого отеля. Там вероятность заражения выше во много сотен раз. Во-первых, машины скучены, как больные в общей палате, а во-вторых, почти каждая из них способна не только копить, но и передавать вирусы – это же не старые карбюраторные «шестерки»!
Но основную опасность представляют пробки. По косвенным данным, только в столице каждый день заражается несколько десятков машин, и этот показатель неуклонно растет. Как же проявляется вирус и чем он грозит владельцу?
Во-первых, зараженный незаметным вирусом автомобиль – удобная добыча угонщика, многие угоны века оказались возможными только благодаря троянцам. Во-вторых, вирусы используют шантажисты и папарацци для контроля за передвижением объекта. В-третьих, но это только слухи, вирус может стать орудием устранения конкурента: отказали тормоза на спуске или заклинило в повороте руль – поди потом докажи, что это не вина водителя!
Здесь мы подошли к очень интересному вопросу. Оказывается, первые вирусы жили даже в ПЗУ. Видимо, и на заводах попадаются злые гении, закладывающие мины замедленного действия в миллионы новых автомобилей. Все помнят, сколько проблем доставлял на многих авто холодный пуск или наш бензин. Все это лишь первые весточки от западных хакеров. Впрочем, и вазовские шестнадцатиклапанники не избежали этого вируса («холодильник Бош» – так прозвали его хакеры за замораживание моторов уже при –20oС).
Многочисленные смены прошивок по гарантии у того же «Форда» да и у многих других производителей – это на самом деле попытка избавиться от вирусов. Есть мнение, что сегодня около половины отзывов по гарантии так или иначе связано с заражением вирусами. Повод можно, конечно, придумать любой – от неудачного винтика в рулевом управлении до плохого металла рычагов подвески. Но кто проверит, в чем истинная причина отзыва автомобиля?!
Конечно, производители не спешат предавать проблему огласке. Ведь тогда придется открыть доступ к своим ноу-хау создателям антивирусного обеспечения (ну или самим переквалифицироваться в антихакеров). Пока же никто не хочет ни делиться программным обеспечением, ни даже раскрыть, какое железо использует встроенная сотовая связь. Тем не менее, как показывает опыт, злоумышленники нередко осведомлены в этих вопросах лучше самих производителей.
Есть и другая версия: так называемые вирусы – на самом деле не что иное, как кем-то задействованные недокументированные возможности, заложенные самим производителем. Ведь шпионская пригодность сегодня чуть ли не по стандарту закладывается почти в каждое устройство – от телефона до телевизора.
Как же быть? Во-первых, пора вспомнить старый добрый выключатель «массы» (правда, дилерский сервис и электроника некоторых авто воспринимают его в штыки). Во-вторых, избегать стоянок возле дорогих отелей и супермаркетов и вообще пробок в центре богатых городов. И, наконец, следить за антивирусным рейтингом моделей, который мы постараемся публиковать ежегодно (первый – в апрельском номере 2010 года).