Для украинцев компания «Бош» – своего рода айсберг. Знаем ее по современному оборудованию для СТО, по высококлассным автозапчастям, по точному инструменту.
Но это лишь видимая часть. С «подводной» частью бренда знакомился в Германии Леонид Сапожников. Фото автора и Bosch.

Крохотный городок Боксберг в полутора часах езды от Франкфурта-на-Майне стал известен, когда компания «Бош» открыла там свой полигон.

С тех пор туда регулярно съезжаются журналисты со всего мира, чтобы узнать о новейших разработках компании и увидеть их в действии. Этим летом на Международный брифинг автомобильной прессы в Боксберге собралось более 200 журналистов из 30 стран. Четверо из них представляли Украину.

ПРИГОВОР С ОТСРОЧКОЙ

Когда начнется массовое производство электромобилей? На этот актуальный вопрос ответили руководитель направления автомобильной техники Бернд Бор и его коллеги.

Традиционный двигатель внутреннего сгорания уйдет со сцены не только из-за оскудения мировых запасов нефти и все более жестких экологических стандартов. Он расходует слишком много энергии! С ним автомобиль потребляет на 1 км пути от 0,40 до 0,66 киловатт-часа, а с электромотором в три-четыре раза меньше (порядка 0,15 кВт-ч). С точки зрения экономики и экологии в этих цифрах – суровый приговор двигателю внутреннего сгорания. Но привести его в исполнение пока не получается. Главное препятствие на пути к полностью электрической тяге – отсутствие соответствующих аккумуляторов.

По мнению специалистов, наиболее перспективны литий-ионные аккумуляторы. Они успешно применяются в мобильных телефонах и переносных компьютерах. Но в автомобиле требования к ним гораздо строже. Литий-ионная батарея, позволяющая проехать 200 км, весила бы сегодня более 250 кг и стоила 17 тыс. евро…

Для уменьшения ее веса и цены необходимы новые технологии. «Бош» разрабатывает их совместно с компанией «Самсунг». По словам Бернда Бора, в 2015 году стоимость батареи емкостью 35 кВт-ч, обеспечивающей пробег в 200 км, удастся снизить до 8-12 тыс. евро. Однако это все еще слишком дорого, поэтому электромобили появятся на дорогах в большом количестве не ранее 2020 года.

Переходным этапом «Бош» считает гибридные силовые установки. Кстати, первый гибрид компания протестировала еще в 1973 году. Сегодня адаптацией электромоторов к автомобилям занимается специальное подразделение «Бош», в котором работают около 500 человек.

Создает компания и своеобразные гибриды с маломощным, вспомогательным двигателем внутреннего сгорания. Он работает исключительно на генератор, заряжающий в дальних поездках аккумуляторную батарею, а последняя питает энергией тяговый электромотор.

Согласно прогнозам, двигатели внутреннего сгорания будут удерживать пальму первенства еще не менее 20 лет, поэтому инженеры «Бош» продолжают их совершенствовать. «В результате этих усилий дизельный автомобиль среднего класса будет способен проехать почти 130 км на 4 литрах топлива, а выбросы углекислого газа составят менее 99 г/100 км», – рассказал Бернд Бор.

БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖЕ АМБИЦИЙ

Не менее активно «Бош» разрабатывает электронные системы, обеспечивающие безопасность автомобиля. «Королева» среди них – ESP, Elektronisches Stabilitats-Programm (нем.) Первую в мире ESP – систему стабилизации курсовой устойчивости – «Бош» создал в 1995 году. По статистике, она предотвращает до 80% аварий, связанных с заносами.

Сегодня этой системой оснащается примерно треть производимых в мире автомобилей. К 2014 году она станет обязательной для всех авто в странах ЕС и для машин массой до 4,5 тонн в США.

Многие автопроизводители называют ESP по-своему. Например, DSC – Dynamic Stability Cotrol. Или VSC – Vehicle Stability Control. Но речь, по сути, идет об одном и том же.

«Мы намерены и далее совершенствовать наши системы предотвращения аварий – например, за счет объединения ESP с радарами и видеодатчиками», – сказал на брифинге г-н Бор. В то же время «Бош» разрабатывает бюджетные версии ESP и ABS для стран с развивающейся экономикой.

После брифинга журналистам дали возможность лично испытать на полигоне различные «ноу-хау» от Bosch. В частности, систему автоматического торможения SCM (Secondary Collision Mitigation), позволяющую автомобилю после удара сзади остаться в пределах своей полосы и избежать дальнейших столкновений. Или систему активного рулевого управления, уменьшающую с ростом скорости «остроту» руля (при медленном движении – например, на паркинге – руль делает от упора до упора всего два оборота)…

Мы как бы перенеслись в завтрашний день, где автомобиль – не просто средство и орудие, а интеллектуальный помощник водителя. Он подстраховывает, предупреждает об опасности, а в критической ситуации может сам принять меры. Не всем это, кстати, по нраву. Так, наш коллега из Питера ворчал, что «бездушная железяка» ограничивает его свободу. Эти амбиции старого драйвера можно понять. Но пора привыкать к мысли, что на дворе XXI век. Отношения водителя и машины радикально изменяются – для блага людей.

ПОЛИГОН BOSCH

Построен в 1998 году в земле Баден-Вюртемберг.
Географические координаты:
N 49o 26, 57,16,, E 9o 38, 08,51,,
Площадь: 92 гектара.
Опоясан трехполосным скоростным кольцом длиной 3000 м.
Круг, видный на первом плане, служит для испытаний систем активной безопасности.