На первый взгляд, близкие по цене «Шевроле-Нива» и «Рено-Дастер» – одноклассники. Сергей Мишин готов доказать, что они разные.

Обе машины безрамные, с типичными для полноприводников пятидверными кузовами типа универсал. «Дастер» отличается более длинной базой – 2673 мм против 2450 мм у «Шевроле-Нива». Ясно, что дополнительные сантиметры позволяют вольготнее разместить пассажиров и багаж, а также дают бонус по устойчивости и плавности хода. Однако на бездорожье плюс превращается в минус, существенно ухудшая геометрическую проходимость.

Единственный двигатель «Шеви» способен выдать всего 80 сил и 127,5 Н.м – динамикой на шоссе не блеснуть. И на бездорожье вся надежда лишь на «широкую» трансмиссию.

«Дастер» в этом плане богаче. Три мотора на выбор, причем один из них дизельный. К слову, оба младших – и бензиновый (1600), и дизельный (1500) – мощнее, чем нивовский 1700, да и моментом побогаче. Силовой агрегат – на подрамнике, значит, вибраций на кузов передается меньше.

По трансмиссии «Нива»– истинный вседорожник. Раздаточная коробка дает этой машине два полноценных пятиступенчатых ряда передач. А в особо сложных условиях помогает блокировка межосевого дифференциала. Крестовины на карданных валах ушли в прошлое, уступив место ШРУСам. Таким образом, шприцевать в процессе эксплуатации уже ничего не требуется.

Шестиступка «Дастера» – половинчатое решение для серьезного бездорожья (грязь, песок и глубокий снег). В этих условиях вперед на первой пониженной двигаться худо-бедно можно, а вот сдать назад не получится. Из-за нехватки момента на колесах будет гореть сцепление. Да и схема переключения с троганьем на твердых дорогах со второй не самая удобная. Проще было вывести пониженную передачу из общего ряда и спрятать ее под флажок – напротив задней. Тогда часть коробки передач для асфальта превратилась бы в пятиступенчатую с привычно расположенными ступенями.

Электромагнитная муфта в случае необходимости автоматически превращает автомобиль в полнопривод­ный – довольно удобно. Однако при длительном буксовании, например, в глубоком снегу она обязательно перегреется и на какое-то время переложит все тяготы борьбы с бездорожьем на одну ось.

Подвески автомобилей совсем разные. На «Ниве» спереди независимая на параллельных рычагах. Конструкция традиционная для подобных машин, – как говорится, проверенная временем. Такая и плавность хода на высокой скорости обеспечивает, и удар на пересеченной местности держит.

Задняя подвеска – зависимая. Схема, можно сказать, древняя: балка с пятью штангами (четыре продольные и одна поперечная) знакома еще с «Жигулей». Особенность такой подвески – постоянная величина дорожного просвета.

У «Дастера» впереди современный и более легковой «Мак-Ферсон». Хорош на относительно ровных дорогах, но недостаточно прочен на бездорожье. Именно эта подвеска обеспечивает легковую управляемость с четкими реакциями и высокую плавность хода.

Тормоза на «Ниве» не самые современные. Впереди дисковые, сзади барабанные. Передние тормоза «Дастера» – дисковые вентилируемые, более эффективные на высоких скоростях. Задние – барабанные, диаметром меньше, чем у «Нивы», что перекладывает нагрузку на передние.

Рулевое управление на обоих автомобилях – с гидроусилителем, который подъедает мощность двигателя даже при положении колес «прямо».

Итак, «Шевроле-Нива» – насто­ящий вседорожник. Присущие ему недостатки (скромный багажник, повышенный шум и вибрации) обусловлены назначением и конструктивными особенностями.
«Дастер», в переводе с английского – «пыльник», точно соответствует названию. Это более комфортный легковой переднеприводник с временно подключаемой задней осью. Вместительный, с крупными колесами и неплохой геометрической проходимостью, что позволяет ему пылить по грунтовкам более уверенно, чем обычным легковушкам. Но на бездорожье за «Нивой» ему не угнаться.

Для бездорожья

Рядом с рычагом коробки передач «Нивы» есть рычажок, управляющий раздаточной коробкой. Перемещением его назад (положение Н) включают повышенный ряд раздатки, а вперед (в положение L) – пониженный; между ними «нейтраль», в которой крутящий момент на колеса не передается. Пониженный ряд позволяет увеличить общее передаточное отношение трансмиссии (крутящий момент на колесах) на любой передаче в 2,1 раза.

Передвинув рычаг влево (в любом положении), блокируют межосевой дифференциал: между передней и задней осями создается жесткая связь. Помогает на скользких подъемах и спусках, на сильно пересеченной местности, когда высока вероятность вывешивания одного из колес, а также при троганье с места, когда колеса одной из осей находятся на покрытии с более низким коэффициентом сцепления, чем под колесами другой. Категорически запрещается использовать блокировку на дорогах с высоким коэффициентом сцепления.

Трансмиссия полноприводного «Дастера» имеет три режима. Выбрать их можно поворотом крупной «пуговицы» на консоли.

2WD – ведущие колеса только передние. Используется для сухих дорог с высоким коэффициентом сцепления.

AUTO – машина остается переднеприводной, но при пробуксовке передних колес электромагнитная муфта сама подключит заднюю ось, превратив трансмиссию в полноприводную. Рекомендуется на покрытиях с невысоким коэффициентом сцепления, а также при буксировке прицепа.

LOCK – нефиксированное положение (контролировать включение позволяет загоревшийся символ 4WD LOCK на комбинации приборов), в котором принудительно подключается задняя ось. Однако при достижении 60 км/ч она отключится и автомобиль вновь станет переднеприводным ради приемлемой управляемости. Режим LOCK используется при движении по сыпучим или скользким (снег, мокрая трава, грязь и т. п.) покрытиям, а также на крутых подъемах и спусках.

Выражаем признательность «Джи-Эм-АВТОВАЗ» и дилерскому центру «Лант» (Renault) в Тольятти за помощь в подготовке материала.


[%GALLERY%]

[%PROPS%]

Chevrolet Niva

Renault Duster

  • Выпускается только в полноприводной версии, с мотором 1,7 л (80 л.с., 127,5 Н·м) и 5‑ступенчатой «ручной» коробкой передач.
  • Грузоподъемность 450 кг, объем багажника 320 л, а со сложенными задними сиденьями до уровня стекол – 650 л.
  • Топливный бак на 58 л.
  • Дорожный просвет 240 мм спереди и 220 мм сзади.
  • Шины: 205/70R15, 205/75R15 или 215/65R16.
  • Гидроусилитель рулевого управления – в базовой комплектации L (LC – с кондиционером), подушки безопасности водителя и пассажира вместе с антиблокировочной системой – в люксовой GLS (GLC – с кондиционером). Существует специальная комплектация LE с «зубастыми» шинами, шноркелем, кронштейном для лебедки и силовыми защитами картера двигателя, редуктора переднего моста и заднего бампера.
  • Цена: от 129 900 грн.
  • Гарантия – 2 года или 35 000 км.
  • На подшипники ступиц передних колес, шаровые шарниры (и их чехлы) передней подвески и рулевого управления, резинометаллические шарниры передней и задней подвесок, амортизаторы, элементы системы отработавших газов (кроме каталитического нейтрализатора), а также датчики содержания кислорода гарантия ограничена годом. На каталитический нейтрализатор и приводные ремни гарантия действует только до первого ТО.
  • Периодичность ТО: первое – при пробеге 2000–3000 км, далее каждые 15 000 км

 

  • Версия 4×4 доступна с бензиновыми моторами 1,6 л (102 л.с., 145 Н·м) и 2 л (135 л.с., 195 Н·м) либо с 1,5‑литровым дизелем (90 л.с., 200 Н·м), все в паре с 6‑ступенчатой механикой. Переднеприводный вариант оснащается только бензиновыми моторами – 1,6 л с пятиступкой или 2‑литровым с автоматом.
  • Грузоподъемность 500 кг, объем багажника 408 л (475 л у версии 4×2). Со сложенными задними сиденьями – 1570 л (1636 л у версии 4×2).
  • Топливный бак вмещает 50 л.
  • Дорожный просвет 205 мм.
  • Шины: 215/65R16.
  • Гидроусилитель руля, антиблокировочная система, подушка безопасности водителя – в базовой комплектации «Аутентик», боковые подушки безопасности и подушка для пассажира – в самой крутой «Люкс Привилеж». Есть две промежуточные комплектации – «Экпресьон» и «Привилеж».
  • Цена: 4×4 – от 163 700 грн, 4×2 – от 137 700 грн.
  • Гарантия – 5 лет или 100 000 км пробега, исключая расходники. На механизм сцепления, выжимной подшипник и каталитический нейтрализатор гарантия ограничена 30 000 км пробега. Для передних и задних амортизаторов гарантийный предел – 2 года или 30 000 км. Гарантия на рулевые тяги и наконечники, стойки и втулки стабилизаторов, сайлент-блоки, резинометаллические опоры и шаровые шарниры деталей подвески и силовых агрегатов ограничена 50 000 км. На аккумуляторную батарею гарантия действует 2 года или 60 000 км.
  • Периодичность ТО – 15 000 км.