Интересно, сколько еще полузабытых толковых идей будет возвращено из прошлого благодаря новым технологиям? Вот, например, задние двери с заднепетельной навеской, которым «Опель» дал вторую жизнь в новом поколении «Меривы»…

Увлеченные рассказы инженеров «Опеля» о преимуществах «новых-старых» дверей интересны (ЗР, 2010, № 3), но куда занятнее все проверить самому. Да, решение отличное! По удобству посадки двери с заднепетельной навеской ничуть не уступают сдвижным, а открывать и закрывать их легче, особенно изнутри. Куда приятнее стало выходить из машины: делаешь естественный шаг вперед, а не выкручиваешь ногу и позвоночник назад. Задние двери распахиваются почти на 90 градусов – и имеют (как, впрочем, и передние) четыре фиксированных положения. Ярче всего достоинства такой конструкции раскрываются в стесненных обстоятельствах. При своем росте 195 см я смог непринужденно выйти из машины, припаркованной в полуметре от стены!
Такой свободный вход и выход получился не в последнюю очередь благодаря очень высокому и просторному в задней части салону. Новая «Мерива» намного вместительнее прежней: хотя колесную базу увеличили всего на 15 мм, внутреннее пространство использовано более рационально. В частности, посадка стала еще более вертикальной, но это не снизило комфортность. Доктора уверяют: сидеть, как на стуле, значительно здоровее для спин, измученных сколиозами и остеохондрозами…
На заднем сиденье полноценных мест все-таки два. Зато даже взрослым толстякам здесь вольготно – к восклицанию «Вход свободный!» так и хочется добавить «Танцуют все!» Правда, опелевские маркетологи полагают, что сзади обычно будут кататься дети. Недаром линия остекления в задних дверях опущена пониже (эта идея тоже не нова, но, правда, уже из века нынешнего – впервые так сделали на «Шкоде-Румстер»). Спереди места тоже хватает, особенно с учетом размаха регулировок каждого кресла: 240 мм для перемещения вдоль и 65 мм – по высоте.

ВСЯК ПУСТЯЧОК ЗНАЙ СВОЙ ШЕСТОК

В салонах некоторых машин даже мобильному телефону трудно сыскать подходящий уголок. А вот в новой «Мериве», по словам производителя, целых 32 места для самых востребованных в дороге предметов. Честно говоря, не пересчитывал, но охотно верю: удобные ниши и карманы разного калибра встречаются, куда ни глянь.
Новая «Мерива» шагнула на ступеньку выше по качеству отделочных материалов и оснащению: приятный мягкий пластик интересной фактуры, обилие электронных «примочек», включая двухзонный климат-контроль, – явно черты премиум-класса. Вопрос лишь в том, как все это оптимально разместить… По прихоти дизайнера консоль получилась перегруженной обилием мелких и абсолютно одинаковых кнопок: в них надо вглядываться, чтобы выставить, к примеру, салонный климат. Отчего нельзя было разделить зоны управления разными системами – неясно: места ведь хватает! В верхней части панели появился цветной дисплей навигатора – здорово, но проблема здесь та же, что и у «Ситроена-DS3» (ЗР, 2010, № 4): экран обычный, не сенсорный, а управление его показаниями – далеко на консоли. Так и приходится скакать взглядом от клавиш к дисплею и обратно…
Но в остальном за рулем «Меривы» замечательно! Отличная посадка, очень удобный руль спортивной формы, а рядом с ним, под рукой, – короткоходный джойстик коробки. Обзор почти безупречен благодаря высокой посадке и большим стеклам – разве что зеркала в угоду стилю и аэродинамике отошли от «правильной» прямоугольной формы. На всех комплектациях в базе – электроручник: похоже, скоро он станет обычным. Как, может, и заднепетельные двери?

ДОБАВЬТЕ ХАРАКТЕР ПО ВКУСУ

Немцы знают об «антидизельной» специфике нашего рынка – для журналистов из Восточной Европы приготовили «меривы» только с бензиновыми моторами. Оба они 1,4-литровые 16-клапанные, но разной мощности (120 и 140 л.с.) и с разными механическими коробками: у более мощного шестиступенчатая, а у 120-сильного одной передачей меньше.
Сначала мне достался более мощный вариант. Характерец у него задорный, скорее в духе фирменных тюнинг-версий OPC, чем мирного компактвэна. Неожиданно прыткий старт, сопровождаемый щелчком центрального замка, – и коротенькие передачи перещелкиваются одна за другой под бодрящие басистые нотки мотора (их, кажется, намеренно не приглушили). Эта машина так и норовит опередить поток, но, выполняя прямые семейные обязанности, будет вынуждена сдерживать игривый дух – пока не представиться удобный случай…
А 120-сильная машина, которая, очевидно, будет у нас наиболее продаваемой, куда спокойнее. Разница в мощности вроде не очень велика, но у трансмиссии совершенно другой характер: с такими длинными передачами (особенно двумя первыми) едешь плавно и размеренно, будто на автобусе. Для семейного авто – в самый раз! Даже если ты один в салоне, так и кажется, что рядом следит за спидометром супруга, сзади пристегнуты в креслах детишки и дремлет кошка – не превысить бы, не укачать, не дернуться без нужды!.. На этой версии мотор заметно тише: его, как и работу подвески, почти не слышно. Правда, на автобане явно не хватает шестой передачи. Особенно когда привыкаешь, что эконометр еще до 2000 об/мин «просит» переключиться вверх и пятая идет в ход уже на 60 км/ч. Зато к чести обоих моторов – высокая эластичность на низах (а ведь оба двигателя – наддувные!).
Оценивать работу подвески на немецких дорогах – затея заведомо никчемная: попробуй сыщи здесь хоть одну ямку! Разве что отмечу ожидаемые для длинного кузова и динамично настроенной ходовой умеренные крены. Правда, пара лежачих полицейских (кстати, куда менее «толстых», чем наши!) отозвались в салоне заметным качком и легким стуком. Но все же судить о работе подвески на неровностях будем, когда в сентябре, к «Столичному автошоу», «Мерива» доедет до Украины. Тогда же узнаем, с какими моторами и почем.
«Мерива» уверенно продолжает намеченный «Инсигнией» отход «Опеля» от малопочтенного звания «приличный ширпотреб». Яркий характер, богатая отделка и целый ряд незаурядных решений – заметный шаг вперед и вверх. Это, в целом, удачная попытка создать самую комфортную и продуманную машину в классе семейных компактвэнов.

Тест организован при участии компании «УкрАвтоЗАЗ-Сервис».

МОТОРЫ И ТРАНСМИССИИ

На европейский рынок «Мерива» выходит с пятью двигателями. Три бензиновых имеют равный объем – по 1,4 л, и у каждого по 16 клапанов. «Младший» – атмосферный, 100-сильный, остальные – с турбонаддувом: 120 и 140 л.с. Дизелей, тоже наддувных, два: 1,3 л (75 л.с.) и 1,7 л (100 л.с.). Закоренелость традиций Старого Света в выборе трансмиссий удивляет: автомат – шестиступенчатый – будет доступен лишь для самого мощного дизеля. Покупателям всех других версий придется довольствоваться «механикой», причем шесть передач – только для 140-сильного бензинового двигателя, а для остальных коробки пятиступенчатые.
«Заточенная» версия OPC непременно появится, но пока о ее показателях и сроках выхода «опелевцы» говорить не готовы.

КАК ЭТО БЫЛО

Пример «Опеля» с «неправильными», навешенными на задней стойке дверьми хорошо известен по самому первому «Москвичу» семейства 400/401, который создали по образу и подобию немецкого «Кадета» 1937 года. Кстати, большинство «опелей» этой модели были двухдверными, более дорогая версия с четырьмя дверьми широкого распространения не получила. До тех пор, пока ее в больших количествах не стали штамповать под советской маркой (подробнее – на с. 108).


Это только малая часть предусмотренных вариантов трансформации.