Компания «Опель» пригласила к себе в Руссельсхайм ряд европейских журналистов для предварительного знакомства с компактвэном «Мерива» нового поколения. Тест-драйв не входил в программу – он еще впереди. Но все равно было очень интересно, считает Леонид Сапожников.
Фото автора, Максима Сачкова и «Опель».

Прежнюю «Мериву» мне довелось протестировать четыре года назад (ЗР, 2006, № 2). Я ездил на ней из Киева в Прилуки и обратно в густой белой мгле и озаглавил свою статью «Ёжик в тумане». Компактный однообъемник напоминал, особенно в профиль, этого милого зверька. В новом поколении сходство ослабло: автомобиль стал длиннее и немного выше, в силуэте появилось много острых углов, а трогательные незатейливые фары уступили место претенциозным «орлиным глазам». Теперь это ёжик не из сказки, а из двадцать первого века: франтоватый, мускулистый и слегка агрессивный на вид («вышел ёжик из тумана, вынул ножик из кармана…»). Его дизайн, как снаружи, так и внутри, выдержан в новом фирменном стиле «Опеля». Вполне закономерно, что новая «Мерива» позаимствовала целый ряд решений и элементов конструкции у «Инсигнии» и «Астры нью».
Но есть особенность, отличающая ее от всех моделей «Опеля», выпущенных за последние сорок с лишним лет, – распашные (открывающиеся друг от друга) двери! Эта схема очень облегчает посадку-высадку пассажиров. «Опель» так ею гордится, что почти половина времени презентации была посвящена дверям и удобству посадки.

САМОУБИЙСТВ НЕ БУДЕТ

И такое внимание вполне оправданно! Во-первых, у всех дверей есть дополнительное, четвертое фиксированное положение – в нем они открыты не на обычных 62 градуса, а на 84. Во-вторых, обе средние стойки имеют вертикальную ручку, за которую можно ухватиться, входя в салон и выходя наружу. А в-третьих, – и это исключительно важно – распашные двери контролируются специальной системой безопасности.
«Новое – это забытое старое». Такие двери были еще в 30-е годы у опелевских моделей «Адмирал», «Капитан», «Кадет». Но в 60-е годы распашная схема была запрещена в Германии по соображениям безопасности. Если при движении с большой скоростью задний пассажир приоткрывал свою дверь, встречный поток воздуха мог превратить ее в парус. И тогда автомобиль, если дверь справа, устремлялся в сторону кювета, а если слева – на встречную полосу. Не говоря уже о том, что беспечный пассажир рисковал выпасть на дорогу… (Кстати, тот же опасный недостаток был у советского автомобиля ГАЗ-12 (ЗиМ), выпускавшегося с 1950 года, и, естественно, у «Москвича-400», скопированного с модели «Опель-Кадет К38»). Немудрено, что когда концептуальный прототип новой «Меривы» был представлен в 2009 году на Женевском автосалоне, некоторые автомобильные СМИ поспешили назвать эти двери «самоубийственными». И серьезно ошиблись: система безопасности, о которой сказано выше, блокирует их уже при скорости 4 км/ч. Более того, если дверь не полностью закрыта или система безопасности не в порядке, водитель получает звуковой и визуальный сигнал. Разработчики «Меривы» так серьезно отнеслись к этой проблеме, что создали даже специального робота для тестирования задних дверей на безопасность.

ЛУЧШЕЕ – ДРУГ ХОРОШЕГО

«Мерива» пошла с конвейера в 2003 году. Летом 2009 года был продан миллионный автомобиль. Маркетологи установили, что наибольший успех модель имеет у двух категорий покупателей. Первая – молодые семьи, которые ездят вместе с детьми и ценят хороший обзор, высокие сиденья, ощущение простора в салоне. Вторая категория – активные пожилые люди. Они ценят то же самое, но по другим причинам: например, благодаря высокой посадке им легче входить и выходить.
Поняв это, создатели новой «Меривы» решили, сохранив всё лучшее, пойти дальше. Шасси и всю платформу взяли у «Зафиры». Многие компоненты интерьера – в частности, руль, щиток приборов, центральную консоль – у «Инсигнии» и «Астры». Улучшили обзор детям на заднем сиденье: ради этого подоконная линия сразу за средней стойкой резко опускается. Правда, это явное заимствование у «Ситроена-С4 Пикассо», появившегося четырьмя годами раньше, но на что не пойдешь ради детей?..
Излишне говорить, что сохранена возможность легкой и разнообразной трансформации всех сидений. А из заднего бампера можно выдвинуть специальный багажник для перевозки двух велосипедов!
Серийное производство «Меривы» начнется в апреле – после мартовской мировой премьеры в Женеве. Покупателям предложат выбор из шести турбомоторов мощностью от 75 до 140 л.с. – трех дизельных и трех бензиновых. Предполагается, что главными конкурентами нового «Опеля» будут «Ситроен-С3 Пикасссо» и «Хонда-Джаз».

«МЕРИВА» НЕ СРАЗУ СТРОИЛАСЬ…

Адам Опель основал свою фирму в Руссельсхайме, неподалеку от Франкфурта, 147 лет назад. Вначале она выпускала швейные машинки, затем велосипеды. В 1903 году был построен первый автомобиль собственной конструкции. Он стоит в музее компании, где проходила презентация новой «Меривы», и периодически участвует в гонках олдтаймеров. Из четырехсот автомобилей-экспонатов музея сто сорок на ходу.
Место для презентации было выбрано превосходно: мы увидели не только последнюю новинку, но и легендарный путь к ней длиной в полтора столетия. Одна из вех на этом пути – пятиместный велосипед, сделанный Опелем для своих пятерых сыновей. На таком велосипеде могут ездить только дружные парни! Они и продолжили дело отца после его смерти в 1895 году. Ёжик «Мерива» вправе гордиться такой родословной. А может, и гордится?..

Материал подготовлен при содействии компании «УкрАвтоЗАЗ-Сервис»


  «Опель-Мерива» 2010 года, в отличие от своего предшественника, выглядит уверенным в себе задирой. Этим имиджем он во многом обязан фарам «орлиный глаз» и остроугольным нишам для противотуманок в новом бампере. Решетку радиатора украшает обновленная эмблема с буквами OPEL.

  Первый «Опель» собственной конструкции фирмы (1903 год). Двухцилиндровый мотор мощностью всего 9 л.с. позволяет, однако, развивать скорость до 70 км/ч.