Ситуация, конечно, редкая. Но если случится – не позавидуешь. Каким же еще способом можно гасить скорость? И верно ли, что можно замедляться за счет маневров машины? Давайте рассуждать.

Штатные тормоза гасят скорость только через контакт шин с дорогой. Чем он слабей (например, на мокром льду), тем трудней остановиться, причем мощность тормозного привода здесь отходит на второй план. На сухом, твердом покрытии шины держат в разы лучше, но если тормоза накрылись, то торможение двигателем не страхует от ДТП. Значит, надежда на двигатель достаточно слаба.
И всё же, как им тормозить? Кто-то предлагал вовсе выключить. Знатоки возражают: играться с ключом не стоит. Если руль окажется заблокированным, то последствия этого не лучше, чем при отказе тормозов. Значит, просто отпускаем газ.
Если замечаете, что двигатель лучше тормозит машину при определенном положении педали газа, резонно помнить это положение и использовать, если придется. Действительно, у человека, привыкшего к родной машине, все приемы управления записаны на подкорке. (Хорошо, если без ошибок.) Так, переходить на более низкие передачи нужно постепенно и лучше с перегазовками, не ломая синхронизаторы. Увы, это умение оттачивается лишь при регулярных тренировках. Но тот, кто данные приемы освоил, гораздо реже занимается ремонтом. Поэтому, тормозя двигателем, сцепление включаем плавно. Ничего хорошего не будет, если заблокируются ведущие колеса и машина выйдет из-под контроля. Что же касается автоматов и роботов, то надо с первой поездки запомнить правила обращения с ними. Рецепта нет, но в инструкциях все четко написано.
Остановить машину могут и внешние силы. Если хватит выдержки, можно притереть машину к ограждению дороги, дощатому забору или даже едущему параллельно другому автомобилю. Последнее – с предельной осторожностью! Шутки с динамическими силами на высокой скорости грозят мгновенным вылетом с трассы, да и беседа с владельцем поцарапанной машины небезопасна. Иной раз очень своевременно поможет тяготение планеты: увидел выезд на крутой пригорок – рули туда! На подъеме машина быстро встанет. Не забудьте «закрепить» достигнутый результат: чтобы машина не скатилась назад с горки, можно, например, развернуть ее поперек дороги.
Некоторые везунчики ухитрялись благополучно остановить машину маневрами. Умело действуя, можно создать управляемый занос, но, конечно, не в потоке машин. Если, например, неминуем удар в серьезное препятствие, часто есть смысл выбрать меньшее – пусть уж лучше обдерем себе бока, свалившись в кювет или застряв в чьем-либо огороде. Вспахать почву именно за обочиной – самое милое дело. Это многократно эффективней торможения двигателем.
Что еще? Многие говорят о сопротивлении воздуха, однако оно существенно лишь на больших скоростях. Так, при 30 км/ч его помощь в 36 раз слабей, чем при ста восьмидесяти. Получается некий парадокс: машина почти остановилась, а удар все еще грозит большими потерями. Можно несколько увеличить сопротивление воздуха, распахнув двери. Но одному не справиться… Хорошо, если в машине едут двое, а еще лучше – четверо. Эффект от четырех дверей максимальный.
Некоторые читатели вспомнили про гидродинамику. Если дорога залита водой, можно быстро осадить машину в длинной и глубокой луже – но при скорости не выше 70–80 км/ч, дабы исключить аквапланирование шин. Есть и другая опасность: сила водяного потока очень велика, при 72 км/ч он давит на подставленную ему ладонь с силой почти 200 кгс. Проверять не стоит. Просто запомним, что, влетев в лужу одной стороной машины, баранку надо держать крепко. И рулить мастерски, не то улетишь… Кстати, прекрасно тормозит машину мокрый снег. А уж вязкая грязь или песок вообще чемпионы.
Вывод скучен до оскомины. Следите за состоянием тормозов, друзья! Да, наблюдательность, решительность и ловкость могут выручить, но далеко не всегда. Часто эта задача оказывается нерешаемой, – по крайней мере, страховка для лихачей еще не придумана. Если знаете за собой эту слабость, лучше запишитесь в «трусы», – это ведь они придумали спасительный тормоз.