Финны преуспевают едва ли не во всех дисциплинах автоспорта. Однако даже обычным водителем в этой северной стране стать непросто. Как, собственно, и в Германии. Вот, через что придется пройти, прежде чем получишь золотой ключик – заветные «права». Автор Игорь Моржаретто.

Суоми: от временного к постоянному

Финляндия – одна из самых автомобилизированных стран Европы. Расстояния большие, значительная часть населения живет на хуторах и в маленьких городках – без машины никак! По данным местного управления по безопасности движения, права имеют свыше 3,6 млн финнов, при том что население страны – лишь 6 млн человек. Водительское удостоверение есть у 80% граждан старше 15 лет! Собственно, поступать в автошколу дозволено именно с 15 лет, чтобы получить права категории АМ (мопеды, скорость не выше 45 км/ч). В 16 лет можно пойти учиться водить настоящий мотоцикл (категория А1), – правда, тяжелый байк, как и автомобиль, доверят лишь с 18 лет.

002-prava-zr9-14

Зайдя на официальный сайт Ассоциации автошкол, я сразу обнаружил, что учиться и сдавать экзамен можно на одном из пяти языков, включая русский. Правда, преподают на великом и могучем далеко не во всех школах – придется поискать. Есть учебник по вождению на русском, который почему-то стоит вдвое больше, чем на финском (34 евро против восемна­дцати). Но есть же!

Перед поступлением необходимо получить медицинскую справку (ее выдаст семейный доктор или врач в поликлинике), сделать две фотографии и подать заявление в полицию по месту жительства – мол, хочу получить водительское удостоверение. В полиции проверят кандидата по разным базам данных, после чего выдадут разрешение, которое действует год. Придется заплатить от 1800 до 2600 евро, но это – за все этапы обучения, а их несколько.

001-prava-zr9-14

Первый (основной) курс длится примерно два месяца. За это время надо пройти теорию (20 часов) и практические занятия по вождению (не менее 20 часов). Еще как минимум 20 часов следует посвятить самообразованию: автошкола на своем сайте размещает задания, которые нужно выполнить. Причем программа отслеживает, сколько времени курсант потратил на ответы.
Инструктор по вождению полагает, что курсант чувствует себя достаточно уверенно? Значит, можно допустить его к экзаменам. Не больше получаса вы проведете за компьютером, отвечая на вопросы по теории, и час дается на экзамен по вождению, который проходит на улицах города. Сдал всё с первого раза? Рано радоваться! Поначалу выдадут лишь временное водительское удостоверение, которое действует в течение двух лет. И расслабиться не дадут: сразу начинается второй этап обучения, а затем и третий; длятся они от полугода до двух. Задача молодого водителя в это время – не нарушать ПДД, иначе постоянных прав не видать. Если зафиксируют одно нарушение в течение года или три в течение двух лет, временные права обменяют на еще одно временное удостоверение – это в лучшем случае. Ведь могут и вообще отобрать! Второй этап – практика. Надо не просто ездить, стараясь соблюдать правила, но и вести электронный дневник самостоятельного обучения – его обязательно читает преподаватель! Когда тот видит, что «клиент созрел», новичка снова приглашают в автошколу, где его ждет небольшой курс теории и часовая поездка с инструктором. Формально – для улучшения навыков вождения, но на самом деле преподаватели внимательно изучают, насколько продвинулся молодой водитель. По ходу дела ему указывают на ошибки, объясняют, на что нужно обратить внимание. Все хорошо? Тогда можно через некоторое время перейти к третьему, углубленному этапу обучения.

004-prava-zr9-14

 Право сесть на тяжелый мотоцикл в Европе можно получить только с восемнадцати лет, а вот на скутер – уже с пятнадцати, пройдя обучение по специальной программе.

Он состоит из небольшого теоретического курса (1 час) и поездки с инструктором в обычных условиях (2 часа). Вроде это уже было? Вовсе нет! Если второй этап обычно проходит летом, то третий посвящен отработке навыков зимней езды.
Венец учебы – обучение экстремальным приемам вождения (2 часа) на специальном полигоне. Такие есть практически в каждом крупном городе, а в Хельсинки их два. Зимой полигон превращают в каток, летом заливают специальной смесью из воды и масла. На полигонах отрабатывают вождение на скользкой дороге, что для такой северной страны, как Финляндия, очень важно. И, похоже, не очень важно для нас…
Кстати, второй и третий этапы экзаменами не заканчиваются, тут другая система оценок: готов ли претендент получить постоянные права, или ему надо еще поучиться?
Постоянные права в Финляндии выдают один раз и практически на всю жизнь – они действуют до достижения 70‑летнего возраста. Можно, конечно, управлять автомобилем и дальше, но с определенными ограничениями. Впрочем, это совсем иная тема.

Германия: сразу на улицу

Прежде чем записаться в одну из многочисленных немецких автошкол, придется пройти совсем не формальные процедуры. Во‑первых, предстоит получить справку у окулиста (это можно сделать у врача или в обычном магазине «Оптика»). Тест занимает пять минут и обойдется в 6–7 евро. В справке напишут, нужны очки или нет. Второй шаг – подача заявления и двух фотографий в местный орган власти (услуга обойдется в 25 евро). Если хотите учиться не на немецком языке, приготовьтесь доплатить 20 евро. Третий этап – занятия на курсах первой помощи (и получение подтверждающей справки). Они обычно проводятся по субботам, занимают от четырех до шести часов и обойдутся примерно в 20 евро. Занятия, как говорят, не очень сложные и интересные, а полученные навыки пригодятся в жизни.

005-prava-zr9-14

 В большинстве стран Европы в курс обучения входит контраварийная подготовка.

Затем можно записаться в любую автошколу, какая понравится. Цена за один час вождения с инструктором разная, но в среднем для категории B составляет 30 евро. А весь курс обучения обойдется примерно в 2000 евро (многое зависит от количества часов практического вождения). Строгих норм наката нет, – инструктор отправит подопечного на экзамен, только когда сочтет его действительно готовым.
Как правило, на езду отводится не меньше 20 часов. Обязательно нужно отъездить четыре часа по автобану, еще четыре – в темное время, а дальше – как решит инструктор. График занятий составляется индивидуально. Урок не может длиться дольше двух часов. Особенно тщательно отрабатываются маршруты, на которых предстоит сдавать экзамен.
Но прежде надо пройти теоретическую подготовку: в течение 14 часов преподаватели читают лекции, помогают решать задачи. Билеты можно купить в автошколе или заказать в Интернете. Заниматься и сдавать экзамены разрешено не только на немецком языке, но и на русском, а также на английском, турецком и прочих. Надо только найти автошколу, где преподают по-русски, и прописать этот пункт в договоре. Еще один удивительный факт: ученик и преподаватель не обязаны отрабатывать какие-то элементы на площадке, практически сразу после теоретической части они выезжают на улицы. (Соответственно нет и специального экзамена на площадке.) Зато можно самосто­ятельно тренироваться на автодромах АDAC (работают по всей стране), это обойдется в 16 евро за день.
А затем, если инструктор решит, что ученик готов, назначается день и время экзамена (еще 80 евро). Говорят, сдать теорию несложно. По статистике, ее с первого раза сдают 90% кандидатов. Провалившиеся допускаются ко второй попытке после двух часов дополнительных занятий. Если срезался в третий раз, отправят на тест на адекватность (тот самый знаменитый «идиотентест»: ЗР, 2013, № 1). Но такое случается редко.
Самая страшная ошибка во время практического экзамена – не пропустить пешехода. Даже если он переходит улицу не по переходу. Это однозначная переэкзаменовка. То же относится к созданию аварийной ситуации на дороге. Обязательная часть экзамена – парковка вдоль тротуара между двумя машинами. Для Германии это тоже актуально. Практический экзамен занимает 45 минут. Экзаменаторы,
как правило, строги, даже очень. Один наш хороший знакомый, белорус, долгое время работавший в Германии, решил получить немецкие «права». К этому моменту его водительский стаж достигал 15 лет, ПДД он знал в совершенстве – ничто не предвещало проблем. Выполнив все маневры без сучка и задоринки, он был крайне удивлен, услышав, что экзамен не сдан. Вердикт звучал примерно так: «вы отлично ехали, но при этом выставили локоть в открытое окно. Это не безопасно, водитель не должен так делать. Придете в следующий раз, когда отучитесь от этой привычки».
Если сдал, получаешь новенькие права, заплатив 180 евро. Правда, там будет написано, что водительское удостоверение временное (Probezeit) и выдано на два года. В этот период на молодого водителя накладываются некоторые ограничения, в случае нарушений к нему предъявляются более жесткие требования.
Например, в отличие от опытного водителя, для которого допускается небольшое содержание алкоголя в крови (до 0,5 промилле), новичок обязан быть абсолютно чистым перед алкотестером. Если за этот срок у водителя-новичка нарушений не было, он автоматически получит постоянные права.

Нет пророка

Системы и методики обучения в разных странах Европы могут различаться, но есть общий момент: самый главный человек здесь – преподаватель автошколы. Он как сержант в армии: отец родной и строгий учитель в одном лице. Повсеместно это уважаемая и высокооплачиваемая работа, причем стать инструктором может далеко не каждый. Общей европейской директивы, которая регламентирует их подготовку, пока нет, она только готовится.
Как правило, кандидату в учителя должно быть не менее 25 лет, требуется высшее или профессиональ­ное образование и водительский стаж не менее пяти лет. Для того чтобы получить корочки инструктора, нужно пройти специальное обучение на очных курсах – от 154 часов в Латвии до двух лет в Норвегии. В Венгрии и странах Скандинавии «инструктор по вождению» – специальность, которую получают в технических университетах. В любом случае по окончании учебы необходимо сдавать экзамены, после чего допустят к работе с людьми. А затем придется регулярно проходить курсы повышения квалификации, подтверждая свой уровень: в Венгрии, например, ежегодно, а в странах Балтии – раз в пять лет.
Примерно такие же требования предъявляются к экзаменаторам. В большинстве европейских государств экзамены принимают специально подготовленные гражданские сотрудники местных подразделений министерства транспорта, в Германии – специалисты компаний TÜV или DECRA. Причем все экзаменаторы должны пройти трехуровневый курс обучения (он продолжается в среднем год) и получить диплом, который затем нужно регулярно подтверждать.