Отмена налога всегда радует граждан – и порой напрасно. Именно так произошло с транспортным сбором…

«Кто больше ездит, тот больше платит!» Звучит разумно и справедливо. Неудивительно, что идея отменить ежегодный транспортный налог и соответственно поднять акциз на топливо нравилась большинству украинских автовладельцев (или, по меньшей мере, не вызывала возражений). Ключевое слово здесь – «соответственно». Разработчики нового Налогового кодекса его отбросили, и хорошая идея на этапе реализации стала неузнаваемой.
Ставки акцизного сбора на бензин и дизтопливо, вводимые Налоговым кодексом с 2011 года, выше прежних примерно на 40%. Это, естественно, вызовет повышение розничных цен. По мнению ряда экспертов, литр бензина подорожает на 50 коп., а литр дизельного топлива – на 18 коп. Исходя из этого, попробуем оценить на ряде примеров, насколько увеличатся топливные расходы автовладельцев.
Как видно из табл. 1, для владельцев бензиновых авто дополнительные расходы на бензин намного превысят экономию от отмены транспортного налога. Особенно ощутимо это ударит по моделям В- и С-класса. Например, «ланосоводы» уже при пробеге 2000 км «выйдут в ноль», т.е. оставят на заправках сэкономленные 75 грн. А проехав за год 20 000 км, они доплатят за бензин в десять (!) раз больше ставки налога.
Лучше ситуация у «дизелистов» (табл. 2). Здесь меньше всех потеряют (если вообще потеряют) владельцы легковых машин с объемом двигателя от 1,9 до 2,5 л, а хозяева коммерческих автомобилей (в нашем примере – «каблучка» «Рено-Кангу» и индийского малотоннажника TATA LPT613) даже могут выиграть, если годовой пробег не слишком велик. Что ж, это еще один аргумент в пользу дизельного двигателя.
А сэкономят ли что-то на отмене транспортного налога владельцы автомобилей с ГБО? Налоговый кодекс вводит акциз на сжиженный газ в размере 40 евро за тонну. В результате, по оценке экспертов, литр пропан-бутана подорожает в рознице примерно на 25 коп. Посмотрим, как это отразится на кошельке владельцев «Логана» и пикапа из семейства «Таврия» (ГБО на обоих автомобилях устанавливают заводы-производители). Эту таблицу можно расширить, но как гласит восточная мудрость, необязательно выпить всё море, чтобы убедиться, что вода соленая…

ЧЕМ ДУША УТЕШИТСЯ

Аналогичный процесс происходит в России. Правда, там не дошло до полной отмены транспортного налога: в конце ноября Совет Федерации лишь снизил его вдвое «для компенсации роста акцизов на топливо». Эти акцизы будут повышать постепенно в 2011-2013 годах, – и поэтому, как считают эксперты, литр бензина на АЗС будет ежегодно дорожать минимум на полтора рубля. Проследим на примере того же «Логана», который весьма популярен и в России, во что выльется эта «компенсация». (Двигатель – бензиновый, т.к. дизельных «логанов» московский завод «Автофрамос» пока не выпускает).
Для автомобилей мощностью до 100 л.с. ставка транспортного налога снижена с 5 до 2,5 руб. за каждую лошадиную силу. Благодаря этому владелец 75-сильного «Логана» (объем двигателя 1,4 л) сэкономит за три года 2,5х75х3 = 562 руб. Но несложно подсчитать, что за бензин он за это же время доплатит – при годовом пробеге 20 000 км – 12 600 рублей. В итоге его трехлетние потери составят 12 038 рублей, или примерно 3000 грн, а среднегодовые, соответственно, – 1000 грн. Украинский же «логановод» потеряет при таком пробеге «лишь» 630 грн (см. табл. 1).
Еще весной наш министр экономики заявил: «Мы увеличим акцизы на автомобильное топливо. И пойдет это на дороги, иначе мы их не отремонтируем». Сказано по существу, без лукавых слов о «компенсации».
Обратим внимание: в Украине повышенные акцизы начнут работать в 2011 году, перед Евро-2012, а в России выйдут на максимум в 2013-м, перед Олимпиадой-2014. Думается, это не случайное совпадение: горе-дороги нужно привести в приличное состояние прежде чем их увидит (и ужаснется!) вся Европа или весь мир. Понятно, что акцизные деньги пойдут в первую очередь туда, где будут ездить зарубежные болельщики. Но главное – чтобы пошли, а не растворились бесследно. Ведь гости уедут, а нормальные дороги останутся. За это не жалко платить.