Верная примета жаркого лета – кипящие в пробках «чайники».

Взглянем на схему. Когда мотор еще не прогрет, охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу системы охлаждения: из блока в головку, далее по шлангу 7 к термостату 8. В это время его основной клапан закрыт, а открыт клапан малого круга, поэтому жидкость возвращается к насосу 9 и в блок. Режим прогрева исправного двигателя недолог (обычно несколько минут), и вскоре температура достигает расчетного значения. Следят за ней несколько автоматических устройств. Обычно это вентилятор и термостат, но бывают и более сложные конструкции. Термостат реагирует на высокую температуру – открывает основной клапан, одновременно закрывая клапан малого круга, и жидкость по шлангу 5 уходит в радиатор. Отдав лишнее тепло набегающему потоку воздуха и несколько остыв, она возвращается по шлангу 6 в водяной насос и снова в рубашку охлаждения двигателя. Большой круг замкнулся. Однако часть времени жидкость циркулирует одновременно по обоим кругам. Регулирует потоки термостат, следя за температурами на выходе из головки блока и радиатора.
Термодинамический КПД двигателя тем выше, чем сильнее он нагрет, однако по ряду причин конструкторы вынуждены это ограничивать – перегрев неминуемо приведет к поломке мотора. Температуру охлаждающей жидкости современных двигателей стараются поддерживать на уровне около 100ºС, что при атмосферном давлении близко к точке кипения. Закипание же в системе охлаждения крайне нежелательно: пар резко ухудшает теплоотвод. И хотя в закрытых системах, с давлением выше атмосферного, жидкость кипит при более высоких температурах, от перегрева это не спасает. Более того, при резкой разгерметизации кипение становится столь бурным, что жидкость в секунды вылетает наружу!
Если стрелка указателя температуры прочно обосновалась в красной зоне шкалы, а тем паче когда из-под капота повалил пар, важно не паниковать, не глушить мотор посреди шоссе! Следует съехать на обочину, открыть капот и выключить зажигание. Пробку системы не трогать: машине это не поможет, а получить ожоги от фонтана перегретого тосола – легко! Через минуту-две снова завести мотор – пусть насос прокачает жидкость. И так несколько раз, пока она не остынет градусов до 95. Это уменьшит риск коробления деталей. Спешить уже некуда, поэтому спокойно обдумаем дальнейшие действия.