Бренд-легенда смазочных материалов Esso остается в славных страницах истории. Но сожалеть не стоит, утверждает Олег Ермоленко, побывавший на масельном заводе концерна «Экссон Мобил» в Финляндии.

Славная марка «Эссо» восходит своими корнями еще к рокфеллеровскому тресту «Стандарт Ойл», организованному 142 года назад. Однако же Рокфеллер, как и многие нефтяные магнаты, был весьма нечист на руку, и когда в его махинации в 10-х годах прошлого века вмешалось правительство США, оно потребовало раздробить компанию на 34 мелких. Одной из веток некогда гигантского треста и стала фирма «Эссо», чье название элементарно вытекло из сокращения имени былой корпорации: S.O. – Standart Oil.
В 1972 году «Эссо» сменила свое название на «Экссон», а 14 лет назад объединилась с еще одной из дочек «Стандарт Ойл» – «Мобил», став крупнейшим нефтяным концерном в мире.
Тем не менее, даже после переименования концерна торговая марка «Эссо» держалась не только на плаву, но и на высоте в течение ни много ни мало 41 года – впечатляющий результат! Одним из последних оплотов смазочных продуктов с тигром на этикетке был рынок СНГ – только в прошлом году в России, Украине и Казахстане было продано почти 20 млн литров масел «Эссо».

img_6520_01

У нас этот бренд получил достойное признание благодаря очень привлекательному соотношению «цена/качество»: приличные европейские масла всегда предлагались по демократичной стоимости. Однако линейка «Эссо» со временем становилась все меньше, и к настоящему времени в ней оставалось всего несколько продуктов, в том числе полусинтетические масла «Ультра» и «Ультрон».
Так устроен рынок, что многообразие и разделение брендов невыгодно ни владеющей ими компании, ни, представьте, клиенту. С одной монолитной маркой производителю проще занимать ступеньки рейтингов, а покупателю – удобнее выбирать: меньше растекаются глаза по обилию разноцветных этикеток на магазинных полках, да и чем знаменитей имя, тем больше к нему доверия. Именно поэтому ветеранскую марку таки решили отправить на пенсию – отныне все продукты, производившиеся под брендом «Эссо», переходят под единую «шапку» «Мобил».

img_6504Что изменилось? Да, собственно, не столь уж много. Даже тот самый фирменный тигр, полюбившийся ценителям этой продукции, по-прежнему остается на этикетке. Мол, спокойно, друзья, я с вами, – просто теперь меня зовут иначе. Этикетка лишь совсем немного преобразилась в дизайне, сохранив красные тона, да и канистра все так же синяя – правда, другой формы, в «мобиловском» стиле. Те же и рецептура масел, и их компоненты, и заводы-производители – словом, сохранилось качество продуктов. И не менее важно для покупателей, что не претерпела изменений и их цена – несмотря на переход под более премиумную «вывеску».
Говорим «Мобил», подразумеваем «Эссо» – маркировка масел тоже осталась предельно знакомой и понятной. Полусинтетическое масло «Эссо Ультра» 10W-40 отныне зовется «Мобил Ультра» 10W-40, точно так же и с дизельной «Ультрой», прежняя и развесовка – 1, 4 или 20 л. А вот линейка «Ультрон» осталась в прошлом – больше эти продукты не производятся.

C берегов Балтики

Масла, ставшие теперь единофамильными членами большой семьи «Мобил», поступают к нам с завода в маленьком финском городе Наантали, что на берегу Балтики недалеко от Турку. Производство смазочных продуктов здесь начали в 1957 году, через 30 лет освоили выпуск знаменитой линейки «Мобил 1», а масла под брендом «Эссо» льются в Наантали с 2001 года.
Завод на удивление компактный – всего несколько небольших цехов, а общий штат персонала – меньше сотни человек. И это притом, что здесь выпускают 50–60 миллионов тонн смазочных материалов в год!
Весь нехитрый секрет – в максимальной автоматизации производства, а также в самом его принципе. Завод в Наантали, в сущности, занимается лишь смешиванием компонентов, поступающих сюда с десятка прочих предприятий концерна «Экссон Мобил», – подобно как современный европейский автозавод собирает автомобили из компонентов от своих поставщиков.

img_6509Примерно раз в месяц к морскому берегу, рядом с которым и находится завод, причаливает фирменный танкер, который привозит пару-тройку миллионов тонн базовых масел. А вереницы грузовиков доставляют 200-литровые бочки с присадками и прочими компонентами будущего моторного масла. Все это добро и смешивается на заводе, превращаясь в готовый продукт, – в зависимости от рецептуры, либо в механических смесителях, либо в особых аппаратах под давлением и при температуре 60-80º С.
Практически на всех этапах компоненты масел и собственно готовые смазки подвергаются бдительному контролю в заводской лаборатории. Брак, конечно, и тут случается, – как говорят, одна-две партии в год. Однако именно благодаря неустанной работе лаборантов этот брак не имеет ни единого шанса выйти за ворота предприятия. Кстати, от заводских ворот фуры с паллетами масел уезжают не так уж далеко – лишь до грандиозного по объемам склада в Турку. И уже оттуда, по морю, по воздуху или, как к нам, по суше, свежие лакомства для мотора отправляются к своим покупателям.

Материал подготовлен при содействии представительства компании «Экссон Мобил».


kanistra