В некоторых автомобилях МИНИ уже живет команда забавных и полезных «домовых», а вскоре эти машинки превратятся в периферийные устройства мобильных телефонов – к такому выводу пришел Дмитрий Федоров.


НЕВИДИМКИ ПО ДЕЛУ ГОВОРЯТ

– Доброе утро! Мы рады приветствовать вас на борту. Помощники, готовы к проверке всех систем? Доложите о состоянии двигателя.
– Еще не прогрет.
– Уровень топлива?
– Мы только что достигли отметки «резерв».
– Понятно, в скором времени потребуется заправка. Нехорошо встать посреди дороги с пустым баком. Погодные условия?
– Температура ниже нуля. Осторожно при резких маневрах – можем оказаться в кювете.
– Вас понял. Экипаж готов к старту. Не забудьте пристегнуться и отпустить ручник. Поехали!
В машине я был один. И молчал. А фразы на разговорном английском доносились из динамиков аудиосистемы. Так я впервые познакомился с виртуальной командой Мission Control. Союз из трех не по-электронному бодрых голосов – командира и двух помощников (мужского и женского пола) – наделен миссией советовать, предупреждать и просто развлекать водителя. Невидимые помощники способны реагировать на 120 ситуаций, связанных с дорогой и автомобилем. На каждый случай у них в запасе от 15 до 40 реплик, а всего – около 1500 фраз. Иногда без видимой причины начинается монолог, например рассказ о каких-нибудь фактах из истории марки. Но большинство комментариев по делу: «Мы уже набрали 50 км/ч, а вы еще не пристегнулись. А знаете, что при столкновении на такой скорости с неподвижным препятствием вес вашего тела будет сравним с весом небольшого слона?». Или: «Вы открыли окно при включенном кондиционере. Советую выключить климатическую установку: так вы сэкономите топливо и поможете окружающей среде». Жаль, ответить не можешь – разговор идет в одну сторону.
Мission Control уже предлагают для МИНИ в исполнении «50 Камден». Совершенно бесплатно. Но только если ради болтовни вы готовы пожертвовать навигационной системой. Пока эти две вещи несовместимы.

СКАЖЕМ СКУКЕ «НЕТ!»

Виртуальная команда на борту вашего МИНИ – лишь прелюдия к другим технологиям, которые будут внедрены в относительно недалеком будущем. Я с ними познакомился за рулем еще одного МИНИ – снабженного экспериментальным пакетом Dynamic Music.
Музыка как способ уйти от монотонности в поездке использовалась автомобилистами с момента появления радио в машине. Но Dynamic Music предоставляет кардинально иной уровень музыкального сопровождения. Опытный образец хэтчбека снабдили встроенной диджейской установкой, микширующей мелодии и задающей вождению свой музыкальный ритм. В недра автомобиля закачаны гигабайты мелодий, а также звуковые эффекты. Особенность каждой трассы музыкальный процессор отра­зит подбором саунда. На горной дороге, где можно от души повизжать шинами, он заводной, на автобане – размеренный, но постоянно будет держать водителя в тонусе. Разгоняешься – ритм ускоряется, из динамиков несется одобрительное улюлюканье, крики: «Газ до отказа!». Тормозишь до полной остановки – слышишь имитацию шипения стравливаемого из котла пара. Если активно прописываешь «змейку», музыкальный фон будет смещаться то влево, то вправо вслед за креном кузова. Включаешь поворотник – такт зуммера поддержит ритм-секция. А захочешь еще большего разнообразия, можно кардинально изменить стиль музыкального сопровождения – скажем, добавить кантри или рок-мотив.
В затее с музыкальными эффектами баварские инженеры зашли так далеко, что готовы предложить водителю самостоятельно выбирать даже звук мотора. В этом есть рациональное зерно: «правильное» звучание двигателя – одна из составляющих эмоционального контакта между водителем и машиной.
Еду в следующем МИНИ. На передней панели четыре кнопки. Нажимаю первую – в салон взамен обычного голоса четырехцилиндрового мотора прорывается протяжный вой форсированного. Давлю на вторую – звук стал плотным и насыщенным, как от рядной «шестерки». Третья вызвала глухой, словно пропущенный сквозь трубу, рокот. Следующая просто сразила: под капотом утробно забормотала многолитровая американская «восьмерка». Увеличение оборотов, переключение передач – любое изменение режима реального двигателя находит отражение в синтезированном звучании. Похоже, звук мотора больше не зависит от тонкостей настройки впускного коллектора и выпускной системы – теперь это такой же объект выбора под дорогу или настроение, как музыка в аудиосистеме.
Сообразуясь с данными, поступающими из блока управления двигателем, текущей скоростью и степенью открытия дроссельной заслонки, новые тембры мотора производит специальный звуковой генератор. А транслируются они через музыкальные колонки. Но и голос настоящего двигателя участвует в процессе: его волновые составляющие аккуратно дополняются вновь созданными волнами – и растворяются в синтезированной звуковой дорожке.

МУЗЫКА ЖИВЕТ НА ОСТРОВАХ

И еще о музыке. Все знают, что с приходом новых цифровых форматов количество записей на каждом носителе резко возросло и задача их систематизации сильно усложнилась. В 10 Гбайт (это средний объем памяти современного МР3-плеера) вмещается до 40 тысяч музыкальных композиций. Сколько же потребуется времени, чтобы найти нужную? А ведь вы за рулем…
Для МИНИ разрабатывают принципиально новую систему поиска файлов. Здесь нет списков – на экране высвечены своеобразные музыкальные «острова». Каждый отвечает за свой жанр музыки. Размеры «островов» зависят от количества обитающих на них исполнителей. У каждого певца или группы свой «клочок земли» в виде кружка. Величина кружка определяется количеством закачанных композиций. Таким образом, на чисто интуитивном уровне можно найти жанр, исполнителя и мелодию – время поиска сокращается в четыре-пять раз. С подобной дислокацией файлов проще составить собственный плей-лист – достаточно соединить треки в определенной последовательности.
«Островное» меню легко размещается на плоском дисплее сегодняшних информационно-развлекательных систем. Однако разработчики считают, что наибольшую наглядность дадут дисплеи объемные. Как будет выглядеть трехмерный экранчик на будущих МИНИ, уже продемонстрировал концепт-кар «Кроссовер»: информация посредством лазерных технологий проецируется на сферу. За создание 3D-эффекта отвечает расположенный в горизонтальной плоскости ЖК-дисплей. Преимуществ у нового метода подачи информации множество – от гораздо более четкой и насыщенной цветами графики до возможности разделить картинку для водителя и пас­сажира: на левую и правую половинки «шара» могут выводиться совершенно разные данные.
Инженеры отделения МИНИ готовят еще одну революцию. Согласно исследованиям, владельцы автомобилей этой марки – люди продвинутые в общении с различными электронными устройствами – постоянно пользуются мобильным Интернетом, скачивают музыку, делают покупки с помощью смартфона, зависают в социальных сетях и т. п. Так почему бы не сделать автомобиль логичным приложением к этому средству связи? Ведь если связать смартфон и машину в единый комплекс, в салоне не понадобится отдельный интерфейс для Интернета.
Работа над этим проектом идет полным ходом. Уже написано специальное приложение для iPhone, позже появятся программы для других систем. И тогда всю информацию, доступную смартфону, можно будет напрямую сливать в электронные недра автомобиля. А это и музыка, и широчайший список интер­нет-радиостанций, и поиск адресов посредством Google Local Search… Возможности информационно-раз­влекательной системы автомобиля, завязанной на смартфон, становятся безграничными. Безграничны и возможности для апгрейда, ведь мобильные коммуникаторы совершенствуются куда быстрее, чем автомобильная электроника. А для обновления системы потребуется лишь изменить прошивку смартфона или просто купить его очередную модель.