Известно, что на обледенелой дороге песок только на пользу. Но вот растаял лед, а песок остался…

Летом песок на шоссе встречается едва ли не чаще, чем гололед зимой, – например, в зонах ремонта дороги, на затяжных подъемах и спусках, где частенько остается с зимы. Тащат его на проезжую часть и грузовики, выползающие из придорожных карьеров; постоянный источник этой «мелкой» неприятности – обочина.
Чтобы оценить всю прелесть такого «комбинированного» покрытия, попробуем выполнить на нем несколько экстремальных упражнений, которые обычно используем в наших шинных тестах. Жесткая 12-метровая переставка (есть еще 16-, 20- и 24-метровая) – одно из них.
К слову, начиная проводить «шинную» переставку, мы каждый раз убеждаемся, что даже на тщательно подметенном асфальте скорость ее выполнения растет от заезда к заезду. Лишь после 10–15 повторов, когда покрытие, «протертое» шинами, становится чистым, можно получить стабильные результаты. То же самое и в гонках формулы 1: стоит машине чуть сместиться с накатанной траектории, как гонщику приходится снижать скорость, иначе он рискует вылететь с трассы. Казалось бы, по сторонам асфальт такой же чистый, как и на траектории, но он чуточку светлее – из-за того, что его покрывают мельчайшие частички пыли. Они-то и ухудшают (существенно!) сцепление шин с дорогой.
Итак, у нас максимальная скорость переставки установилась на 68 км/ч. Неплохо для «Лады-112» на шинах 185/60R14. Поведение машины понятное, при выполнении маневра характерен короткий непродолжительный занос, увеличивающийся с ростом скорости. Оценка управляемости – 8 баллов (норма).
Теперь слегка присыпем траекторию песочком. Достаточно пары лопат, чтобы стало невозможно заставить машину двигаться по намеченной траектории. При попадании передними колесами на песок ощущается резкая потеря сцепления – как будто оказался на льду. Повернуть в первом коридоре невозможно, автомобиль упорно идет прямо даже при повернутой баранке. А попав с песка на чистый асфальт, тут же рывком отстреливает в сторону. Повторение заездов и накопление «знаний» успеха не приносят – попасть в намеченный коридор никак не удается.
Чуть-чуть «разводим» песчаную проплешину и траекторию передних колес на входе – теперь машина выполняет маневр более уверенно. Но опасность подстерегает во втором коридоре: зад­ние колеса, попав на песок, срываются в резкий и глубокий занос. Но как только попадают на чистый асфальт, занос так же резко прекращается. Скоростное вращение баранки в сторону заноса водитель вынужден прекратить, иначе машину понесет в другую сторону. При такой езде больше всего раздражает непредсказуемость поведения автомобиля: насколько глубоким окажется ожидаемый занос, неизвестно.
Если подходить к оценке управляемости с обычными критериями шинного теста, то больше 2-3 баллов за эти судороги поставить никак нельзя. Максимальная скорость переставки по песку – 59,5 км/ч. Ухудшение против чистого асфальта – 8,5 км/ч. И это после тренировок, достаточного количества повторных заездов, с профессионалом за рулем. Неподготовленный водитель в таких условиях вряд ли наберет и 50 км/ч.

ПЕСЧАНАЯ ЛОВУШКА

Тормозим, конечно, юзом – при экстренном торможении без ABS водитель едва ли поймает грань блокировки.
Шины дымят, но за чистую дорогу цепляются вполне уверенно. Автомобиль слегка уводит вправо – сказывается небольшой уклон в сторону обочины. Тормозной путь с 40 км/ч составил 8,4 м.
Рассеиваем по дороге песок и повторяем серию торможений. Теперь автомобиль заметно разворачивается в ту сторону, где песка под колесами оказалось чуть меньше. Попытка выправить траекторию рулением, естественно, не помогает – колеса-то идут юзом. Тормозной путь составил 9,8 м, то есть прибавил почти полтора метра по сравнению с чистым асфальтом. Торможение со скорости 60 км/ч на асфальте заняло 18,9 м, а с песком – 22,1 м.
Интересно, а как скажется песок на тормозном пути автомобиля с ABS? Маневры на чистом асфальте заставляют проникнуться уважением к электронике: тормозной путь нашей «Калины» уложился в 7,1 м – на 1,3 м меньше, чем юзом! При аварии порой полметра оказываются спасительными. Конечно, для совсем уж корректного сравнения и автомобиль, и шины должны быть одними и теми же, но мы не ставили перед собой задачу сравнить эффективность торможения «на блоке» и с ABS.
Самое интересное, что на песчаной подушке тормозной путь автомобиля с ABS составил… 9,7 м, то есть почти столько же, сколько с заблокированными колесами. Поскольку торможение на чистом асфальте при различных способах сброса скорости дало разницу в 1,3 м, то на этом фоне эффективность тормозов на песке можно считать не зависящей от марки шин и типа тормозной системы.
В активе ABS, помимо более эффективного замедления, остается возможность изменения траектории – можно уклониться от препятствия. А в пассиве – значительное увеличение тормозного пути при попадании на песчаную подсыпку. При скорости 40 км/ч прибавка составила 2,6 м – более чем полкорпуса автомобиля. При остановке с 60 км/ч тормозной путь на чистом и на присыпанном асфальте – 16,0 и 21,8 м соответственно, то есть удлинение уже на 5,8 м!

ПОДВОДИМ ИТОГИ

Песок на асфальте практически лишает автомобиль управляемости. Причем более опасен не толстый равномерный слой песка, а его неравномерные наносы: на таком «покрытии» не то что экстремальный маневр выполнить – даже спрогнозировать поведение автомобиля не удается.

{6}

{7}

{8}

{9}

{10}

{11}

{12}

{13}

{14}

{15}

{16}

{17}

{18}

{19}

{20}