Россиянин вроде бы завершает выступления в Гран-при Формулы-1. Тщательно разобравшись в подоплеке слухов, Сергей Зиновьев этому не поверил.

Бурные дискуссии о предстоящих трансферах пилотов давно стали неотъемлемой частью Формулы-1. Слухи обычно рождаются летом, их авторство традиционно приписывается прессе. Но во многих случаях это не так: довольно часто источниками сведений о кадровых изменениях выступают сами команды, иногда пилоты и их менеджеры. А пресса лишь творчески интерпретирует сказанное, подгоняя ответы под известные факты. И, разумеется, просчитывает варианты – надо же как-то развлекать публику в паузах между Гран-при.

Сколько переходов состоится в межсезонье, сейчас не знает никто. Самые экспрессивные споры – вокруг Льюиса Хэмильтона, Михаэля Шумахера и Фелипе Массы, ибо у них истекают контракты. Нас же, конечно, интересует ближайшее будущее Виталия Петрова, которое отнюдь не выглядит безоблачным.

Безработный?

Кто породил слухи о том, что Петров в 2013-м не будет выступать в Формуле-1, установить не удалось. Правда, менеджер пилота Оксана Косаченко еще летом заявила, что подумывает о закрытии данного проекта. Дескать, Петрову 28 лет, Формула-1 ему никакого заработка не приносит и, возможно, настал момент, когда надо поменять поле де­ятельности. В ее словах прозвучала обида на российский бизнес, не жела­ющий спонсировать российского пилота: «Если наличие россиянина в Формуле-1 никому не нужно, мы найдем чем заняться вне Больших Призов».

Здесь, однако, нет упоминания о том, что команда «Катерхем» намерена уволить Виталия. А такая версия теперь тоже в ходу, и наличие у Петрова контракта на сезон-2013, как мы знаем, ничего не гарантирует. Сколько их уволили, пилотов с контрактами на руках! Да и самого Петрова год назад из «Лотоса» выставили, невзирая на действующий контракт.

Петров о своем будущем ничего не знает (таков его официальный ответ на вопросы). И это нормально для пилотов маленьких команд, склонных принимать кадровые решения в середине сезона или даже под конец зимы. До того момента, как правило, идет оживленный торг. «В 2010-м я узнал про контракт в декабре, в 2011-м это произошло в январе, а нынче – вообще в феврале, – говорит Виталий. – И Оксана правильно делает, что поднимает шум заранее».

В «Катерхеме» никакого недовольства Петрову не высказывали. Да он и сам, будучи человеком самокритичным, не ощущает, что делает плохо. Работает много, едет надежно, в гонках почти не ошибается. А что не попадает в первую десятку – не его вина. То есть результаты Петрова не могут служить поводом для увольнения. Выступает он, может, чуть хуже Хейкки Ковалайнена, но по «набранным очкам» они равны. И в турнирной таблице – рядом. Финн, кстати, по данным Business Book GP 2012, получает в команде 4 млн. евро, россиянин – в восемь раз меньше.

У «Катерхема» могут быть и иные мотивы, не только денежные. Пути маркетинга неисповедимы! Например, в Формуле-1 упорно держат индийского пилота, поскольку это полезно для привлечения гигантской аудитории его земляков. Может, и английскому «Катерхему» более выгоден английский пилот? Или китайский…

Другой вопрос, хочет ли сам Петров остаться в «Катерхеме». Выступать в Формуле-1, чтобы просто выступать – без набранных очков, подиумов и побед? Может, своевременные слухи об уходе – подготовка аудитории к правильному восприятию уже принятого решения?

Ровесник Петрова Лукас ди Грасси, проведший такой же бесславный сезон в составе «Вёрджин F1», поведал, что подобное участие в Формуле-1 его больше не интересует: это бессмысленная трата времени и спонсорских денег. Он предпочел бы любой другой турнир – «Индикар», DTM или гонки прототипов, но непременно в составе сильной команды. Иначе, по мнению бразильца, незачем вообще заниматься гонками.

А есть ли у Петрова шансы получить место в команде, играющей более заметную роль в чемпионате? О «Феррари» и «Мак-Ларене» не мечтаем. Но вот, например, «Заубер» или «Форс Индия»?

Минус Шумахер

У команд среднего эшелона наличие вакансий ныне зависело от того, уйдет ли из «Мерседеса» Михаэль Шумахер. Если да, это повлекло бы за собой целую серию перестановок. А на место немца помимо Нико Хюлькенберга, Пола ди Ресты и Серхио Переса претендовал сам Хэмильтон!

Насколько можно понять, британца в «Мак-Ларене» не устраивала ситуация с продвижением собственного бренда и бизнеса. «Мак-Ларен» предложил Льюису 45 млн. за два года, но отказывался вносить в новый договор пункт о том, что Хэмильтон волен носить стороннюю рекламу. Опять же по слухам, «Мерседес» готов дать 60 млн. за три года плюс этот пункт. Льюиса упрекали в меркантильности и предупреждали, что неразум­но добровольно уходить из такой команды, как «Мак-Ларен».

Часть немецкой прессы считала, что Шумахер подпишет новый контракт и никуда не уйдет. А в «Мак-Ларене» были убеждены, что Хэмильтон останется в родной команде. Однако переход состоялся! И в один день с объявлением об этом «Мак-Ларен» заключил договор с Серхио Пересом.

Шеф «Мак-Ларена» Мартин Уитмарш довольно сдержанно пожелал Льюису удачи в «Мерседесе». И добавил, что все же считает этот шаг пилота ошибочным: «Если он хотел новых побед, то нелегко найти вариант лучше «Мак-Ларена». Что касается суммы, мы предложили чуть ли не самую большую на сегодня. И все равно не смогли договориться. Впрочем, Льюис выда­ющийся пилот и волен сам выбирать свой путь».

Завершение карьеры Шумахера логично. Семикратный чемпион заметно уступал партнеру по команде Нико Росбергу и нередко проваливал гонки из-за собственных ошибок. По схожим причинам, как считается, Фелипе Масса не заслуживает места в «Феррари». Преемником бразильца чаще всего называли Серхио Переса, но теперь уже ясно, что быстрый мексиканец нашел другую работу. Среди других котировался Себастьян Феттель. Тем паче сам немец заявил, что не отказался бы выступать за легендарную команду.

Но, зная предпочтения высшего руководства «Феррари», вариант «Алонсо и Феттель – парт­неры по команде» стоит зачеркнуть. Об этом же говорит и Флавио Бриаторе, под чьим руководством Фернандо завоевал два титула: «Чемпионом может стать только один, а объединение двух одинаково быстрых пилотов создает взрывоопасную обстановку. Такие примеры мы уже видели. Поэтому один пилот должен быть медленнее другого. Масса – идеальный партнер для Фернандо».

Но «Феррари» не торопится делать какие-либо заявления. Неужели команду и правда устраивает пилот, набирающий очков в четыре раза меньше, чем лидер сезона Алонсо?!
«Заубер» тоже молчит. И сюда еще до образования вакансии просилось множество пилотов, включая Ника Хайдфельда и Роберта Кубицу, чье прошлое так или иначе с «Заубером» связано. Большая конкуренция! И мы снова застряли перед вопросом: куда может пойти Петров?

Куда угодно!

Первый, самый очевидный вариант: Виталий еще на год задержится в «Катерхеме». Не факт, что Ковалайнен останется его партнером. Финн утверждает, что тоже ищет иные пути развития карьеры.
Второй, вполне разумный: Виталий переходит в какую-нибудь другую серию. Например, в чемпионат мира для спорт-прототипов, где пилотов Формулы-1 с годами стало больше, чем в самой Формуле-1.
Третий, наименее вероятный: Виталий остается в Формуле-1 и переходит в другую команду, но не в HRT или «Марусю» (шило на мыло).

И четвертый, крайне нежелательный: Виталий переходит именно в HRT или «Марусю».
При желании можно найти и пятый, и шестой – но зачем? Мы и без них попали под меткое высказывание Дженсона Баттона: «Удивительно, сколько историй придумали журналисты, но ни в одной из них никто из главных героев не дает однозначного ответа».