Большой каньон в штате Аризона у нас, как говорится, на слуху. А многие ли знают, что в Николаевской области есть его меньший ровесник?

Что такое каньон? Мало кто может ответить вразумительно. Даже знакомый доктор наук начал словами: «Каньон – это когда…» Поэтому нам не обойтись без определения: каньон – это глубокая и узкая речная долина с очень крутыми, нередко отвесными склонами. По дну американского Большого каньона течет река Колорадо. По дну Актовского (ударение на втором слоге) – река с интересным названием Мертвовод.
Откуда такое мрачное имя? Одна из версий приписывает его древнегреческому историку Геродоту: якобы он увидел здесь плывущие тела людей, принесенных язычниками в жертву. Есть и другое, более простое объяснение: в этой реке очень много сероводорода. Кстати, в ней легко плавать – почти как в море.
Актовский каньон тянется на
7 км, а глубина его достигает пятидесяти метров. Это не тысяча, как в Аризоне, но если не дай бог, сорвешься, то особой разницы нет… А красота здесь тоже неописуемая. И любоваться ею можно отовсюду, а не только со смотровых площадок. Главное же – вокруг не магазины сувениров, а заповедная степь с гранитными валунами и ароматом трав. Эта территория входит в Национальный природный парк «Бугский Гард» – вместе с Мигией, куда мы ездили на «Тойоте-RAV4» (ЗР, 2006, № 9). Но если Мигия – рай для любителей водного экстрима, то Актовский каньон привлекает скалолазов из разных стран Европы.

КАМЕРГЕР С ЛОПАТОЙ

Географичка учила нас в школе, что в южных степях Украины лесов нет. И добавляла: «Как правило». Одно из редких исключений – Трикратский лес неподалеку от Актовского каньона.
Его история удивительна. Село Трикраты и окрестности принадлежали помещику Виктору Петровичу Скаржинскому. В 1812 году он сформиро-вал из своих крестьян эскадрон
в 180 сабель и отправился воевать с Наполеоном. За военные заслуги получил от царя высокое звание камергера и мог бы процветать в столице, но предпочел вернуться в родное село. Здесь он занялся сельским хозяйством, а главной его страстью стало садоводство и лесоводство. Не имея специальных знаний и потерпев множество неудач, он добился того, что через сорок лет у него был прекрасный лес площадью в 400 гектаров, разделенный надвое речкой Арбузинкой. В нем насчитывалось 280 видов растений. Лесное хозяйство Скаржинского стало «донором» зеленых насаждений Одессы, Николаева, Алушты и Алупки, его саженцы использовал Никитский ботанический сад и дендропарк «Софиевка» в Умани. Главная ценность Трикратского леса в наши дни – 350 дубов возрастом до двухсот лет.

УГАДАЙ ПОВОРОТ

Наш гид, краевед Владимир Ярошенко из села Трикраты, полушутя рассказывал, как ориентировались в степи в прежние времена. Путнику говорили: «Иди прямо, а как дуба не станет видно, повернешь налево»… В эпоху GPS-навигаторов всё просто: чтобы найти путь к Актовскому каньону, достаточно задать координаты
47°42’48’’ с.ш. и 31°27’00’’ в.д. Но порой навигатор ведет себя странно, да и не в каждой машине он есть. Поэтому подскажу: к Трикратам можно проехать из Вознесенска (16 км) или из поселка Александровка (11 км). Для тех, кто едет со стороны Первомайска, второй путь короче, но имеет четыре развилки без указателей. На первой и последней надо поворачивать налево, на остальных – направо. Мы ехали этим путем, мысленно благодаря дорожников за увлекательную игру «Угадай поворот»…

КРЕСТ И ШПАГА

Почему мы выбрали для путешествия «Пежо-3008»? Прежде всего за мужественную внешность, гармонирующую с дикими скалами. Учли и то, что этот автомобиль недавно побывал в глухих уголках Карпат, участвуя в гуманитарной экспедиции под эгидой Общества Красного Креста (ЗР, 2011, № 7).
Бывают безликие авто, не вызывающие никаких ассоциаций. Бывают машины с характером крейсера, отбойного молотка или плюшевого мишки. «Пежо-3008» ассоциируется у меня с Портосом. Рослый – раз! (На 33 мм выше «Кашкая» и на 14 – «Мицубиси-ASX»). Мужественный – два! (Вспомним слова Портоса при ссоре с д’Артаньяном: «Я человек, привыкший смотреть в лицо своим врагам!») И удивительно легкий в движении, несмотря на внушительные габариты – это три! Порой кажется, что он не едет, а стремительно плывет в пространстве. Управлять им на шоссе – одно удовольствие! Отличная шумоизоляция, высокая посадка, острый руль (2,75 оборота от упора до упора) и весьма приличная для 1,6-литрового 156-сильного мотора динамика разгона с нуля до сотни: 8,9 с. Добавлю отсутствие ощутимых кренов и отменную четкость работы 6-ступенчатой механической коробки.
Но есть еще одна веская причина сравнить «Пежо-3008» с его соотечественником. Портос носил поверх камзола роскошную перевязь, шитую золотом лишь спереди, а ее заднюю часть прикрывал плащом. Так и
«3008-й»: выглядит почти вседорожником, а ведь клиренс у него всего
150 мм и привод только передний. Правда, на центральной консоли есть «шайба-переключалка» системы Grip Control, призванной обеспечивать оптимальное сцепление шин с дорогой при движении по песку, грязи или снегу. Ею мы не воспользовались, т.к. ничего этого – особенно снега – в жаркой степи не было. А форсировать вброд речку, как предлагал наш гид – местный краевед Владимир Ярошенко, мы благоразумно не стали…
Можно спорить о том, в какой степени «3008-й» является кроссовером, но несомненно, что это превосходный автомобиль для путешествий по относительно цивилизованным дорогам. В нем удобные сиденья, немаленький багажник (432 л). В комплектациях Active и Allure – двухзонный климат-контроль, панорамная крыша. В настройках жестковатой подвески найден удачный компромисс между управляемостью и комфортом, – седоков на большинстве неровностей лишь слегка потряхивает. Но больше всего порадовала экономичность: двигаясь от Киева до Первомайска со скоростью 90-110 км/ч при выключенном климат-контроле, мы израсходовали в среднем лишь 5,8 л бензина на 100 км. Говорят, на заправках через несколько лет появятся объявления: «Залившему полный бак – автомобиль в подарок!». Доля правды в этой шутке быстро растет, так что умеренный аппетит нашего «Портоса» (снаряженная масса почти полторы тонны!) чрезвычайно важен.
С кем «3008-й» скрестит шпаги на нашем рынке? Очевидно, и с кроссоверами, и с минивэнами – ведь он на границе между ними. Я успел с ним подружиться и буду болеть за него.