Вспомнился анекдот времен СССР. Иностранец удивляется: «Почему на ваших дорогах нет предупреждений о ямах? Вот у нас возле каждой ямки ставят красный флажок…» – «А вы видели на границе большой красный флаг? – отвечают ему. – Он распространяется на все наши дороги!»

В Украине в 2005 году в конце зимы было повреждено 19% дорожного покрытия.
В 2009-м – уже 24%, в этом году – 48%!
На устранение ямочности «Укравтодор» запросил дополнительно около 1 миллиарда гривен. Он возлагает главную вину на наши зимы: дескать, при оттепели в микротрещины проникает влага, а затем, замерзая, разрушает дорожную «одежду». Но, скажем, в Англии зимы не менее сырые, и там тоже к весне возникают ямки: так, в графстве Эссекс их насчитали 734 – в среднем, одну на 5 квадратных километров территории!
Наши дороги требуют капитального ремонта раз в 12 лет – вдвое чаще, чем в Китае. А текущий ремонт (не считая латания ям весной) им положен каждые 5 лет. Задам наивный вопрос: почему бы не строить дороги-долгожители, как делают в странах Запада, Востока и делали еще в Древнем Риме? Мы слишком бедны для этого? Но легко подсчитать, что строительство недолговечных дорог обходится госбюджету гораздо дороже. Ответ прост: оно создает все условия для воровства.
Вот лишь один популярный способ. Наш «дорожный пирог» состоит из корки асфальта, под которой щебень, гравий и песок. Проверить его реальный объем, в том числе по компонентам, практически нереально, а значит, можно безнаказанно красть и сами компоненты, и ГСМ, и деньги из фонда заработной платы. А ведь давно есть современные технологии – например, использование вместо «слоеного пирога» преднапряженных железобетонных плит. И дороги были бы долговечными, и заводам ЖБИ нашлась бы работа.
Но «Укравтодору» это, видимо, ни к чему.

{3}

{4}

{5}

{6}

{7}

{8}

{9}

{10}

{11}

{12}

{13}

{14}

{15}

{16}

{17}

{18}

{19}

{20}