Когда отдаешь деньги за проезд по дороге, то взамен ожидаешь получить прекрасное покрытие, развитую дорожную инфраструктуру и высокую скорость передвижения. Стоимость проезда по платным европейским магистралям.

Дань за пользование дорогой известна еще по греческой мифологии: мрачный кормчий последнего пути Харон взимал плату с душ умерших за переправку через Стикс. В те далекие времена отказ уплатить дорожный сбор оборачивался для несчастного вечным скитанием между мирами живых и мертвых.
По сути, тот же принцип был реализован на просторах Священной Римской империи. Прокладка дороги подразумевала последующее взимание дани с торгового трафика местными землевладельцами. Альтернативой был ад бездорожья и криминала. Сейчас у автомобилистов тоже есть выбор: каждая платная дорога имеет дублера. Однако, как правило, это более узкая и медленная трасса, проходящая через многочисленные населенные пункты, с частыми большегрузами и сельскохозяйственной техникой, которым не место на автостраде. Начиная с 2006 года плата за дорогу в ЕС – это гарантия свободного движения и налаженной инфраструктуры, регламентированная директивой 2006/38/EC. Она подразумевает наличие экстренного оповещения, заправки через каждые 20 км, защиту от бокового ветра и т. д. На столе у европейских парламентариев уже лежит новый проект, суть которого – расширение сети, а также включение в плату издержек от загрязнения окружающей среды и повышенного шума.
Пока ни одного километра платных дорог нет в Финляндии, Исландии, Эстонии, Люксембурге, Монако, Ватикане, Лихтенштейне, Андорре, Боснии и Герцеговине, а также на Кипре и Мальте. Но выигрывают от этого в основном приезжие – финансирование образцового содержания национальных трасс тут входит в налоговое бремя граждан. Да и плотность дорог в этих странах ниже, чем у соседей. В Германии, Бельгии, Голландии, Швеции, Дании, Литве и Латвии иногда придется раскошелиться на проезд через тоннели, мосты и прочие дорогостоящие инженерные сооружения. Наименьшую мзду за проезд по магистралям просят в Норвегии – в среднем 4 евроцента за 1 км – почти как в России (около 1 рубля). Весьма доступны и польские дороги – 5 евроцентов. Наиболее высока цена за проезд в Великобритании – 18 евроцентов, но таких дорог здесь немного. Самая высокая концентрация платных участков – во Франции, Италии и Испании. Быстро найти бесплатный путь здесь нелегко. Восточная Европа, а также Австрия и Швейцария действуют другим методом: предлагают купить стикер на ветровое стекло, действующий на всей сети скоростных магистралей. Минимальная цена – примерно 5 евро за недельный «абонемент».
Ряд исследователей прочит хорошие перспективы платной дорожной системе. Причина – нарастающий темп роста автопарка и постоянная необходимость расширения и реконструкции дорог. Даже Германия, самая богатая страна Евросоюза, подумывает ввести плату за пользование автобанами. Государственных фондов на их поддержание уже не хватает…