Один из самых простых замеров – определить время разгона «от» и «до»
без переключения передач. Смысл показателя раскрывает Анатолий Фомин.

Эластичность – нерусское слово, пожалуй, лучше будет приспособляемость. Еще точнее – приспособляемость двигателя к нагрузке. Еще проще: хорошо ли тянет? Все довольно просто и буднично: ни эффектных стартов с дымом из-под колес, ни бешеных ускорений. Всего лишь установить нужный диапазон скоростей на приборе, отключить кондиционер, включить нужную передачу, стабилизировать скорость ниже нижней границы на 2 км/ч, нажать на газ, дождаться верхней отсечки по скорости, повторить три раза в каждом направлении…

ТРИЖДЫ ДВА

Мы измеряем два диапазона скоростей – 60–100 и 80–120 км/ч, имитирующих медленный и быстрый обгоны без переключения на пониженную передачу. Медленный вариант обычно выполняется на четвертой передаче, быстрый – на пятой. При шестиступенчатой коробке работы вдвое больше: приходится повторять замеры «нижней» эластичности на четвертой и пятой, а «верхней» – на пятой и шестой. Семиступенчатую, к счастью, замеряли всего один раз. Подход к подбору передаточных чисел у разных фирм сильно отличается. Маленькое передаточное число пятой или шестой передачи может быть легко скомпенсировано короткой (с большим передаточным числом) главной парой. Впрочем, специалист сделает выводы, даже не видя результатов замеров: расчет тягового баланса вполне доступен и студенту автомобильного вуза. Повлиять на эластичность могут и шины.

Достаточно поставить колеса поменьше диаметром и полегче, и даже неторопливые автомобили демонстрируют незаурядную динамику. Что будет, если уменьшить диаметр колеса на 46 мм, а массу – на 5,7 кг? «Нива» на легкой шоссейной резине выигрывает у машины на стандартных ВлИ-10 целых 6,3 с, улучшая эластичность в диапазоне 60–100 км/ч на 30%! Разница в верхнем диапазоне, который пришлось уменьшить на 10 км/ч (выше 110 км/ч на пятой передаче «Нива» на стандартных шинах разгоняется совсем медленно, малейший ветерок вносит сумятицу в результаты), еще драматичнее – 46%. Без малого вдвое! Почему необходимо выключать кондиционер? Потому что его работа на эластичности двигателя, особенно маленького, сказывается колоссально. Гораздо больше, чем на разгоне с переключением передач.

«Сузуки-Свифт» с литровым мотором при включении кондиционера терял в разгоне до 100 км/ч 2,2 с. Эластичность на четвертой передаче пострадала на 7,1 с, а на пятой – на 19,5 с. Иными словами, время разгона с 80 до 120 км/ч выросло почти вдвое! Впрочем, на многих современных автомобилях эта проблема решена – при разгоне «в пол» компрессор кондиционера сам временно отключается.

АВТОМАТЫ, ВАРИАТОРЫ И ГИБРИДЫ

Как измерить эластичность с вариатором? Или с гидромеханическим автоматом? Даже при наличии у последнего ручного режима он все равно переключится, если нажать газ до пола. Перепробовав все возможные варианты, остановились на самом банальном: с автоматом замерять разгон в режиме кик-даун, то есть при полном нажатии педали, вне зависимости от того, как отреагирует трансмиссия. Впрочем, с роботизированными коробками иногда удаются и обычные замеры – тут уже выбор зависит от остальных участников теста. С гибридами все гораздо сложнее: на их динамические характеристики сильно влияет степень заряда батареи.

По мере его уменьшения автомобиль становится все более вялым, причем показатели эластичности уплывают первыми. Вероятно, с массовым приходом таких машин на наш рынок придется вырабатывать новую методику. Напоследок о рекордах, к которым можно стремиться. В режиме кик-даун «Порше-911 Турбо» с автоматической трансмиссией продемонстрировал разгон с 60 до 100 км/ч за 1,85 с, а с 80 до 120 км/ч – за 1,98 с. Каково это? Чертовски быстро!