Компания «Порше» представила «Кайенну» с экономичным дизельным двигателем. Автомобиль хорош, но скорее для Европы; в России и Украине его перспективы сомнительны, считает
Юрий Нечетов. Фото автора.

«Автомобиль не роскошь…» – сказано не про «Порше». Знаменитая немецкая марка – это как раз роскошь огромной мощи и потрясающей динамики. Пусть мало кто в полной мере использует эти качества, но все владельцы ими дорожат. И вдруг тебя, сполна заплатившего за удовольствие, лишают такой возможности!
Скорее всего, именно так воспримут наши почитатели марки дизельный «Порше-Кайенна». А вот в Европе, где в порядке вещей забрать из ресторана недоеденное и с точностью до цента отмерить чаевые, где все тщательнее просчитывают расходы и загрязнение окружающей среды, такой автомобиль имеет шансы на успех. Что приобретает и что теряет его владелец?

ПРИОБРЕТЕНИЯ

Прежде всего, расставим точки над i – трехлитровой V-образной дизельной «шестерки» стесняться не придется. Это высокотехнологичный агрегат производства «Ауди» – компания входит в концерн «Фольксваген», половина акций которого принадлежит «Порше». При мощности мотора 240 л.с. его литровая отдача (81 л.с./л) даже чуть выше, чем у  бензиновых «Кайенны» и «Кайенны S». А уж увеличенным до 550 Н·м крутящим моментом он перекрывает даже «Кайенну GTS» с 400-сильной бензиновой «восьмеркой»!
Огромный момент на малых оборотах делает дизельную модификацию великолепным тягачом для прицепа массой до 3500 кг. Причем к выдвигающемуся с помощью электропривода фаркопу прицепят, скорее всего, коневозку с любимыми лошадьми или трейлер с катером – на скачках и регатах владельцы «Порше» встречаются куда чаще, чем в демократичных кемпингах.
Само собой, дизель весьма экономичен: обещанный расход топлива всего 9,3 л на сотню. Парадоксально, но это даже меньше (на 0,3 л), чем у исходного агрегата «Ауди». Учитывая низкое тепловыделение двигателя, в стандартную комплектацию включили автономный отопитель. Запас хода на 100-литровом баке превышает 1000 км – производители предназначают новую модификацию для дальних пробегов. По замыслу правильно, но в реальной жизни владелец «Порше», вероятнее всего, потратится на авиабилет, отправляясь в дальние края.
А вот личный вклад в борьбу с парниковым эффектом и загрязнением окружающей среды для сознательных европейцев весьма важен – эмиссия углекислого газа составляет всего 244 г/км. Впрочем, этот показатель теперь актуален и для компании «Порше» в связи с европейским ограничением средней (по модельному ряду) величины выброса.

ОСОБЕННОСТИ

Когда-то считалось, что дизельные машины тихоходны – сегодня это мнение полностью опровергнуто. Конечно, бензиновую «Кайенну Tурбo» 500 «лошадей» разгоняют до сотни за сумасшедшие 5,1 с, а «Кайенна Дизель» тратит на это «целых» 8,3 с. Но и это на одну десятую быстрее, чем у модификации с почти 300-сильной бензиновой «шестеркой», а ведь ее трудно обвинить в медлительности. Далеко не у всех производителей даже самые заряженные версии имеют лучшие показатели!
Во всяком случае, я за рулем «Кайенны Дизель» совершенно не чувствовал себя ущербным. Мотор легко забрасывает стрелку тахометра за четыре с половиной тысячи, напористый разгон сопровождается совсем не дизельным саунд-треком – говорят, над выпускной системой немало поколдовали, добиваясь «типичного звука «Порше»! А вот с «неправильными» звуками пришлось бороться: в многослойном ветровом стекле применена специальная шумоизолирующая пленка. Кстати, волокнистые звукопоглощающие панели позволили сэкономить 20 кг по сравнению с обычными материалами.
В стандартную комплектацию входит шестиступенчатый адаптивный «Типтроник S» – в спокойных режимах он работает отлично, а если задержки при срабатывании кик-дауна покажутся долгими, можно перейти на ручное управление посредством клавиш, расположенных на руле. Передаточные числа одинаковы для всех модификаций «Порше», у дизельной лишь изменена программа управления под иной диапазон оборотов силового агрегата. Кроме того, применена блокировка гидротрансформатора двумя фрикционными дисками, как и у всех коробок, работающих с высокомоментными восьмицилиндровыми моторами. Естественно, в редукторах установлены «короткие» главные пары (i = 3,9).
Доработанную систему курсовой устойчивости PSM (Porsche Stability Management) опробовать не удалось; говорят, она адаптирована для бездорожья и в зависимости от грунта допускает большую степень буксования или блокировки колес. Это улучшает проходимость и уменьшает тормозной путь на рыхлом грунте в сравнении с обычными, «асфальтовыми» настройками.

ОБЫДЕННОСТИ

Как и у всех «кайенн», у дизельной постоянный полный привод с распределением крутящего момента между передней и задней осями в пропорции 38:62. Электронная блокировка межосевого дифференциала позволяет менять это соотношение; есть и принудительная блокировка. В раздаточной коробке сохранена понижающая передача (i = 2,7), хотя при таком потенциале двигателя она понадобится лишь в самых сложных условиях.
Пружинная подвеска, как у базовой «Кайенны» с бензиновой «шестеркой». Изменены лишь характеристики с учетом увеличенной на 70 кг массы двигателя. В списке опций две пневмоподвески – обычная и активная с регулируемой жесткостью амортизаторов. Про многочисленные системы комфорта и безопасности, бесконечные списки оборудования распространяться не буду – дизельный «Порше» можно оснастить ничуть не хуже, чем бензиновый.
«Порше-Кайенна» оказалась очень удачной моделью: в 2007/2008 финансовом году компания отчиталась о продаже рекордных 45 478 машин, на них пришлось 49% сбыта. И хотя дизельная модификация вряд ли станет бестселлером в премиум-сегменте, 5–8 тысяч собранных в Лейпциге машин все же найдут хозяев в нынешнем году. Продажи начались в феврале, цена в Европе – 47 250 евро, в Германии (с учетом 19-процентного НДС) – 56 436 евро.
У нас «Кайенна Дизель» появится в мае, цена – от 70 200 евро.


  В развале «шестерки» расположен балансирный вал, в алюминиевых головках – по два распредвала. Роликовые толкатели позволяют снизить потери на трение. Мотор оснащен турбонаддувом изменяемой геометрии с максимальным давлением 2,3 бар и интеркулером. Во впускных патрубках – регулируемые вихревые заслонки, улучшающие смесеобразование. Система питания – «коммон рейл» с давлением 1800 бар. В зависимости от исполнения двигатель соответствует требованиям Евро IV или Евро III.

  В пьезоэлектрической форсунке общая масса подвижных деталей на 75% меньше, чем в электромагнитной. Быстродействие на уровне 1/10 000 с позволяет осуществлять до пяти импульсов впрыска за один такт. Этим достигается более равномерное, безударное горение, снижение уровня шума и выброса вредных веществ.