Строгий, жесткий, отчасти даже неуживчивый. Общий язык с «крокодилом» искал на дорогах Испании Сергей Канунников. Фото автора и «Порше».

Здесь нет ни натурального, ни – тем более! – поддельного дерева. На руле ничего лишнего, только рычажки управления коробкой передач. Так и надо! «Порше» с кнопками всяких «музык» и прочих телефонов – неправильный. Этот руль призван управлять Автомобилем, а не развлекаловкой. Универсальность? Практичность? «Кайман» смеется над этой скучищей во все свои мощные воздухозаборники! Он не знает компромиссов и не желает приспосабливаться. Он – символ автомобильного нонконформизма. С таким непросто, зато интересно…

БЫСТРЕЕ, ЛЕГЧЕ, МОЩНЕЕ

Многое «Порше-Кайман» позаимствовал у недавно обновленной 911-й. От нее, в частности, тормоза (по заказу – с карбоновыми дисками) и коробка передач с двумя сцеплениями.
«Кайман» оснащают теперь новым 2,9-литровым (вместо 2,7 л) двигателем с увеличенной на 20 л.с. мощностью, версия S (3,4 л) прибавила 25 л.с. Этот мотор впервые для «Каймана» – с непосредственным впрыском. Оба агрегата существуют в вариантах Евро IV и Евро V и удивительно экономичны для своего класса (конечно, если не использовать возможности моторов полностью). А ведь «Кайман S» способен достичь 100 км/ч за 5,1 с, а со специальной гоночной настройкой – за 4,9 с! Внимание: это показатели для автоматической коробки передач, с ручной автомобиль будет разгоняться медленнее примерно на 0,1 с. Речь, разумеется, о подготовленном профессиональном водителе. Средний проиграет автомату еще больше! Интересно было бы отмерить на полигоне, а пока поверю собственным ощущениям.
Вопреки сложившемуся для подавляющего числа серийных машин принципу «Порше» не ограничивает максимальную скорость 250 км/ч. Кстати, в этом показателе машины с автоматами несильно, но проигрывают «ручным».
Для штутгартских конструкторов снижение массы стало поистине идеей фикс. С нескрываемой гордостью моторист показывал некий специальный болт, массу которого удалось снизить на… 24 грамма. А таких болтов в двигателе десять! Вот так, по граммулькам, достигли результатов, которые производят впечатление даже на отъявленных скептиков. Масса купе «Кайман» – 1330 кг, в модификации S – всего на 20 кг больше. Рядовой потребитель, как правило, не сильно интересуется этим показателем, зато внимательно относится к тем, что напрямую от него зависят: динамике и экономичности. Хотя для такого автомобиля это все же не главное.

СТРОГ И СПРАВЕДЛИВ

Трудно удержаться от искушения вдавить педаль газа поглубже, хотя в этом и нет особой необходимости. Сочный рык оппозитника, притаившегося за спинками роскошных кресел, – симфония! Хочется слушать именно ее, а не то, чем потчует отменная аудио­система «Боуз». Песня мотора во многих разбудит если не гонщика, то мальчишку.
Сказать, что «Порше-Кайман S» с автоматической 7-ступенчатой коробкой передач разгоняется стремительно? Проза! Спину прижало к жесткой спинке, тело еще сильнее обняли боковины кресла, а показания спидометра молниеносно превысили дозволенные даже на магистрали. А ведь здесь, как и во многих «задушенных» машинах ХХI века, с экологией тоже все нормально. Значит, можно, если уметь!
Увлеченный разгоном, вдруг понимаю: я почти не ощущал переключений – это даже немного похоже на вариатор. А ведь коробка работает в довольно экономичном режиме. Если не давить от души, седьмая включается уже примерно на 80 км/ч. Интересно, не меняя положение педали, нажать кнопку Sport – коробка мгновенно подоткнет шестую. Теперь Sport+ – и еще на одну передачу ниже. Если вновь вдавить педаль газа в пол, автомат, молниеносно перепрыгнув на третью, будет удерживать ее максимально долго. Где вы там, суррогатные «троники» и автоматизированные механики? Здесь все натурально, серьезно, по-настоящему!
Остальное железо – в гармонии с мотором. Педаль тормоза требует довольно большого усилия. Но, создав его, получаешь адекватный ответ – честный, быстрый. Руль кажется непривычно тяжелым даже на городских скоростях. Нечего расслабляться, помни, с чем имеешь дело! На узкой горной дороге можно контролировать траекторию буквально по сантиметрам. Что, кстати, не помешает, учитывая стиль многих горячих испанцев, в том числе водителей совсем не спортивных, громоздких с виду фургонов. Но такое рулевое требует повышенной концентрации: «крокодил» не простит грубых ошибок. К отменной управляемости, механической блокировке дифференциала (опция) и тонко настроенной мудрой электронике
необходим некоторый опыт или хотя бы здравый смысл. Кстати, именно ощущение всемогущества, перерастающего во вседозволенность, а вовсе не мощность или скоростные возможности
чаще всего создают неприятности водителям таких машин. Это вовсе не нраво­учение, скорее жизненное наблюдение.

КАЙМАНОВА ПОРОДА

В «Порше» нелегко сесть и столь же не­удобно из него вылезать. Дизайнеры хвалятся, что общий объем багажников – 410 л. Но что приличных чемоданов на двоих в них не положишь (к тому же лишь в багажник можно пристроить верхнюю одежду) – очевидно. Подвеска, обеспечивающая филигранную управляемость, способна за день езды даже по приличным, но не самым гладким дорогам если не свести с ума, то уж точно ухудшить настроение. А еще у «Каймана» посредственная обзорность на перекрестках и почти никакая – назад. Прибавим низкий, висящий у самой земли передний спойлер…
Автомобиль призван перево­зить пассажиров и грузы с наименьшими затратами и наибольшими удобствами? Да. Но «Порше» совсем из другого мира! Того, где позволяют себе вкусное, а не полезное, где совершают порой неожиданные поступки, заставляющие обывателей удивляться, – лишь потому, что этого просит душа. Для ежедневных поездок на такой машине, даже по хорошим дорогам, нужно, как минимум, очень любить свой «Порше». Зато по меркам классического спортивного автомобиля, не пытающегося быть еще и вальяжным туристским или каким-то там другим, «Кайман» близок к эталону. Такую технику можно создать лишь при условии, если десятилетиями с немецкой педантичностью совершенствовать, казалось бы, уже доведенное: задне- и среднемоторную компоновку, оппозитные моторы, иные инженерные ухищрения, на которых немцы съели не только собаку, но, оказывается, и крокодила…
Такие неординарные, нонконформистские предметы никогда не будут стоить дешево.

ГЛАВНАЯ ПАРА

В моторах для «Порше-Кайман» конструкторы многое сделали впервые для себя. Скажем, новые цепи ГРМ позволили отказаться от промежуточного вала. Благодаря этому сэкономили массу и уменьшили расстояние между маховиком и первым коренным подшипником. А это важно для более равномерной работы двигателя. Маслонасос подает к деталям именно столько смазки, сколько нужно в данную секунду.
В паре с двигателем работает автоматическая 7-ступенчатая коробка (базовая – 6-ступенчатая механика), знакомая по «Порше-911». Это, по сути, два агрегата в общем корпусе: один
отвечает за нечетные и заднюю передачи, другой – за четные. Концентрично расположенными мокрыми сцеплениями управляет гидравлика. На вопрос, почему «Порше» сделал такую коробку серийной позже иных фирм, инженер скромно ответил: «У нас очень высокие требования…».

ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА

Первый, легендарный теперь «Порше-356», представленный в 1948-м, имел среднемоторную компоновку. Правда, такими сделали лишь 50 ранних машин. Затем из компоновочных соображений и желания добавить пару мест, пусть даже совсем не просторных, мотор сдвинули за заднюю ось. К среднемоторной компоновке на серийных машинах вернулись лишь в 1996-м, выпустив «Бокстер», затем применили ее на родственном «Каймане». А началось-то все почти 75 лет назад, когда Фердинанд Порше создал знаменитый гоночный «Ауто-Унион тип А» (по документации фирмы «Порше» – тип 22). Его V-образный 16-цилиндровый мотор мощностью 270 л.с. стоял перед передней осью.