Система пассивной безопасности автомобиля – вещь, безусловно, полезная. Однако не следует требовать от нее невозможного, предостерегает руководитель Центра технической экспертизы НАМИ Юрий Глумов.

В милицейских сводках эти аварии обычно относят к числу незначительных: дама на почти новом «Пежо-206» слишком эмоционально отреагировала на маневр наглухо затонированной «девятки», вследствие чего нос ее машины оказался в металлическом ограждении. Обидчику удалось скрыться, поэтому весь свой гнев пострадавшая обрушила на компанию «Пежо». Благо повод оказался серьезным: при ударе не сработала ни одна из четырех штатных подушек безопасности. То, что все обошлось без единой царапины, девушку не остановило – кто-то же должен ответить за испорченное настроение! А заодно и оплатить ремонт… Разобраться в ситуации поручили автотехническому эксперту.
Фирменный сканер, одолженный на время у специалиста дилерской СТО, пообщавшись с проштрафившейся системой, сообщил, что обе фронтальные подушки и сопряженные с ними элементы исправны и находятся в полной боеготовности. Вот только парочку боковых эйрбегов не нашел. Куда же они делись? На этот вопрос прибор отвечал угрюмым молчанием. На всякий случай эксперт ощупал спинки сидений – и обнаружил, что средства спасения мирно покоятся на своих местах. Осталось лишь отыскать не застегнутый на заводе разъем… Увы, дело оказалось не в бобине – спец, разобрав полмашины, понял, что прибор попросту соврал. После замены устаревшей программы новой сканер немедленно отыскал пропажу! Но труды не пропали зря: копаясь во внутренностях разбитой машины, эксперт с удивлением обнаружил, что не выполнил своих обязанностей и другой, не зависящий от подушек элемент безопасности – пиротехнические преднатяжители привязных ремней. Стало ясно, что с наскока тут ничего не решить, надо возвращаться к истокам событий.

НЕЗАРЯЖЕННОЕ РУЖЬЕ

В исковом заявлении истица указала, что «не раскрылись подушки безопасности водителя и пассажира, в то время как датчик срабатывания подушек зажегся». Но ведь в «Пежо» нет такого датчика! Хозяйка, видимо, не читала инструкцию. Как же она в таком случае контролировала работу бортовых систем? Между тем индикатору исправности подушек (о нем и идет речь) в описании посвящен целый абзац! А что если она пренебрегла и другими обязанностями водителя? Тепло! В милицейском протоколе отмечено, что в момент аварии в машине находился один человек. Это объясняет сохранность преднатяжителя ремня правого сиденья: когда ремень расстегнут, система не активируется. Похоже, левый уцелел по той же причине – дама не была пристегнута! Но что же случилось с подушками? Неужели… Эксперт решил проверить еще одно предположение.

ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА

Схема ДТП, составленная на глаз, делу помогла мало. Пришлось заняться расчетами. Основой послужили характер и величина деформации элементов кузова. Произведя вычисления, специалист установил, что угол встречи автомобиля с препятствием составил 45±5º. Есть! По данным изготовителя, именно при таком направлении удара ни передние, ни боковые подушки срабатывать не должны – слишком велико отклонение от продольной и поперечной осей машины. Очевидно, такой подход в данном случае оказался оправданным, ведь дама в аварии не пострадала. Впрочем, ей здорово повезло – непристегнутого бог беречь не обязан.
А пресловутый индикатор, по-видимому, пал жертвой повреждений электропроводки, возникших из-за столкновения.
Комментарий отдела эксплуатации.
Подушки безопасности не панацея, а лишь одно из средств защиты водителя и пассажиров в случае аварии. У них свой рубеж обороны, и на других направлениях они неэффективны. Там несут вахту иные устройства, например подголовники. Так что не ищите производственные дефекты там, где их нет. И внимательно читайте документацию, прилагаемую к машине, – это поможет правильно ее эксплуатировать. А то порой доходит до смешного: некая девушка предъявила претензию из-за не сработавших при соударении подушек, хотя в комплектации ее автомобиля таковые не числились!

СХЕМА СТОЛКНОВЕНИЯ, ВЫПОЛНЕННАЯ НА ОСНОВАНИИ РАСЧЕТОВ

{4}

{5}

{6}

{7}

{8}

{9}

{10}

{11}

{12}

{13}

{14}

{15}

{16}

{17}

{18}

{19}

{20}