Для любителей прокатиться с ветерком «Ауди» подготовила сразу две заряженные версии
модели TT – «TT RS Купе» и «TT RS Родстер». Владимир Соловьев опробовал новинки
на гоночной трассе «Зольдер». Фото автора.

Средь шири и пашен и полей

Всякая гоночная трасса начинается с дороги к ней. Чтобы показать, что заряженные «Ауди TT RS» неплохо себя чувствуют и на дорогах общего пользования, нам предложили добраться из Кёльна в бельгийский Зольдер, плутая по узеньким дорожкам вокруг Аахе­на и Маастрихта. Это богатые животноводческие районы – там на зеленых лужайках пасутся ухоженные, просто картинные коровы, а по шоссе степенно разъезжают молочные цистерны, трактора с сеном и «логаны MCV», везущие на прицепах сельхозинвентарь. Пасторальную картину дополняет веселый щебет птиц… и лепешки навоза на обочине.

Низкий, настроенный звук выхлопа TT RS, конечно, немного диссонирует с окружающей действительностью. Понимая это, нужно отключить спортивный режим и без обгонов следовать за тихоходом, строго соблюдающим предписанные 30 км/ч. Интересно понаблюдать за спортивной машиной в явно неспортивной обстановке. И что вы думаете! Мощный тяговитый мотор позволяет тащиться с этой скоростью на третьей передаче, когда на тахометре всего 1000 об/мин. Кто-то заподозрит, что я издевался над техникой. Ничего подобного! На приборном щитке есть индикатор, подсказывающий, на какую передачу лучше перейти в данном ритме движения, – я следовал его рекомендациям.

Выходит, очень способная машинка получилась в подразделении «Кваттро» (Quattro GmbH), прямо-таки на все случаи жизни. С таким терпимым двигателем она очень выросла в моих глазах. Подумать только: на третьей можно ехать и 30, и 150 км/ч! Правда, только по хорошим дорогам, ведь дорожный просвет, если сравнивать TT RS с крупносерийным вариантом, уменьшен на 10 мм.

Сила традиций

Когда задумываешь что-то новое, совсем не лишне покопаться в прошлом. Похоже, инженерам «Кваттро» это принесло пользу: новый 2,5-литровый двигатель TT RS возрождает традиции 80-х, когда пятицилиндровые двигатели (такие строил только «Ауди») создали фирме спортивную славу. В 1987 году Вальтер Рёрль на «Ауди-Спорт кваттро S1» мощностью 600 л.с. выиграл соревнования в подъеме на холм (заезды на вершину Пайкс-Пик, США). В 1989 году в кузовных гонках в Америке доминировал «Ауди-90» с мотором 2,2 л мощностью 720 л.с. Позднее, в середине 90-х, V-образные «шестерки» вытеснили пятицилиндровые рядные моторы, но, как оказалось, не навсегда.

На стороне пятицилиндровых компактность, небольшой вес. Это позволяет снизить общую массу автомобиля, улучшить развесовку по осям и, следовательно, управляемость, динамику и экономичность. Для сравнения: «Ауди-TT кваттро» с мотором V6 (3,2 л, 250 л.с.) расходует на 100 км в среднем на литр больше, чем пятицилиндровый, разгоняется до сотни за 5,9 с против 4,6 с у машины с пятицилиндровым и по мощности проигрывает ей 90 л.с.
Интересно, какую аргументацию, но уже в пользу «шестерки» выдвинут в следующий раз, когда лет через десять настанет пора вспомнить о традициях?

На трассе: просто и со вкусом

На трассу «Зольдер» разрешили вы­ехать только купе, причем водителям выдали шлемы. Первый круг – следом за машиной безопасности, чтобы познакомиться с трассой, затем три круга самостоятельно. Конечно, все в спортивном режиме, с характерным звуком из глушителя, газ в пол, с интенсивным торможением перед поворотом, чтобы загрузить передние управляемые колеса, затем снова газ. Перед шпилькой я включал вторую, хотя понимал: если бы не желание пройти поворот быстрее, тяги хватит и на третьей.

На спрямленном участке взгляд выхватывает 220 на спидометре. Но до максимальной скорости 250 км/ч разогнаться не удается – не хватает дистанции: совсем близко поворот, нужно успеть оттормозиться. Инженеры «Ауди» говорят, что по желанию клиента максималку, ограниченную электроникой, можно поднять до 280 км/ч. Но на быстроту разгона это не повлияет, меньше заявленных 15,9 секунды до 200 км/ч никак не получится.

После каждого круга – учащенное сердцебиение и желание проехать еще быстрее. Жаль, хронометраж заездов никто не вел. Уверен, мой результат был бы далеко не последним!

«Эр-эска» управлялась очень естественно, отлично повиновалась рулю, ни разу не спровоцировала на экстренные действия. У меня сложилось полное взаимопонимание с машиной: от скорости и от того, как она вела себя в виражах, получал настоящее удовольствие. Пусть даже мое время было далеко от того, что показывали на этой трассе прославленные пилоты формулы 1 Ален Прост и Ники Лауда.

Особенно понравилась машина тем, что в ней не оказалось ни спортивного керамического сцепления, превращающего езду, особенно в городе, в сущую муку, ни сверхжесткой подвески, на которой каждый бугорок отдается в спине, а двигатель при среднемоторной компоновке не дышал жаром в затылок. Это нормальный автомобиль с выраженными спортивными чертами, не заостренными до крайности. В нем можно путешествовать, возить с собой одежду и личные вещи и вынимать их сухими, а не пропаренными, как это бывает на некоторых спортркарах с багажником спереди и вынесенным перед ним радиатором охлаждения.

Почему не пустили родстеры

В 1982 году на трассе «Зольдер» получил смертельную травму гонщик Жиль Вильнёв. Его формульная «Феррари», наткнувшись на машину соперника, несколько раз перевернулась, ремни безопасности не выдержали, пилота выбросило из кокпита. Спасти Жиля не удалось.

Как ни крути, а автомобили без верха опаснее крытых. Но они имеют немало других достоинств: в них приятнее отправляться за город, обладатель открытого автомобиля – будь то мужчина или женщина, – как мне кажется, выглядит более сексапильно.

И хотя оба «Ауди-TT RS» по цене примерно одинаковы (в Германии купе стоит 55 800, а родстер – 58 650 евро), выбор стоит делать с оглядкой на характер. Спортивный характер.

Компоновачная схема трансмиссии Audi TT RS

Постоянный полный привод сочетается с двигателем поперечной установки. Крутящий момент между передней и задней осями перераспределяется с помощью гидравлической многодисковой муфты с электронным управлением, установленной перед межколесным дифференциалом задней оси; V-образная 3,2-литровая «шестерка» в версии quattro на стандартных моделях устанавливается продольно.