Всю правду об экологически чистом «Лексусе-RX 450h» с гибридной силовой установкой рассказывает Максим Сачков. Фото автора.

Вседорожник «Лексус-RX 400h» был пионером гибридного движения в России и Украине. Несмотря на скептические реплики многих автомобильных экспертов, продажи не быстро, но уверенно росли. И вот подоспела достойная смена: RX 450h мощнее, экономичнее, экологичнее.

Вместо сердца

Эпоха пламенных моторов, похоже, заканчивается. Заводные характеры и фантастические мощностные показатели уходят на второй план, пропуская вперед экономичность и экологию. Им в угоду и двигатель внутреннего сгорания RX 450h, сделанный на базе бензиновой «шестерки» модели RX 350, который работает по циклу Аткинсона (ЗР, 2007, № 3). Достоинство перед более распространенным циклом Отто – выше экономичность и меньше выбросы. А важный недостаток – посредственные показатели на низких оборотах – помогает скрыть электромотор. За граммы выбросов и литры топлива борется система рециркуляции EGR. Через дополнительный трубопровод она направляет часть отработавших газов во впускной коллектор, предварительно охлаждая их с 880 до 150ºС.

Снижается рабочая температура цикла (следовательно, смесь не нужно дополнительно обогащать, чтобы охладить нейтрализаторы), а из-за уменьшения разрежения на впуске – еще и насосные потери. Другой великий эконом – система EHR, использующая тепло отработавших газов для ускоренного прогрева охлаждающей жидкости. Летом польза от такого помощника не столь заметна, зато уже при –5ºС бензиновый двигатель выходит на рабочий режим (а следовательно, может отключаться в пользу электромотора) на 15 минут раньше. Производители утверждают: экономия топлива до 30%. Для RX 450h доработали и планетарную передачу, через которую момент от бензинового мотора и электродвигателя идет на колеса. Конструкция получила модернизированный маслоотражатель, позволивший снизить производительность масляного насоса, а вместе с ней и расход топлива.

Кроме того, установили подшипники с малым коэффициентом трения, а для лучшего охлаждения всего узла предусмотрели дополнительный масляный радиатор. Перемены пришли и в электрическую часть гибридной установки. Блок управления, который не только следит за работой электродвигателя и генератора, но и преобразует напряжение, урезали в объеме с 30 до 18,2 л и заставили сбросить массу с 30 до 22 кг. Благодаря компактным размерам прибор охлаждается с двух сторон, поэтому и превосходит предшественника в эффективности на 40%. Немного полегчала и сжалась батарея аккумуляторов – как и у RX 400h, она расположена под задними сидень­ями и не мешает складывать спинки.

От слов к гибриду

Двигатель завел со второй попытки. Точнее, запустил силовую установку. Даже стыдно, ведь опыт общения с гибридами у меня имеется. Но этот автомобиль просыпается абсолютно беззвучно – не только без характерного ворчания, но даже без вздохов и щелчков. Без шума и запаха покидаем стоянку. На одном электромоторе при полностью заряженных батареях RX 450h может проехать около 3 км, если не сильно давить на педаль акселератора. На ровном участке RX на электротяге разогнался аж до 70 км/ч, лишь в подъем на выручку пришел ДВС. Да, гибриды совершенствуются! Для тех, кто не умеет мягко обращаться с педалью, а побыть водителем троллейбуса очень хочется, по­явился режим AV – вседорожник приводится в движение одним электромотором.

Но стоит резко надавить на газ, гибрид расценит это как приказ интенсивно ускориться – включится бензиновый агрегат, а еще и задний электромотор. Копаясь в настройках, наткнулся на режим Eco. На приборном щитке загорелась зеленая контрольная лампа, и автомобиль… будто устал. На команды педали реагировал с неохотой, не так резво ускорялся, реже включал бензиновый двигатель, даже климат-контроль перестал выкладываться по полной программе – экономия топлива стала первостепенной задачей. Еще один новый режим, Snow (снег), оценить не удалось – не сезон. В этом случае электроника корректирует тягу, чтобы свести к минимуму пробуксовку колес, иногда подключая для этого и задний электромотор. Вершина перевала, отсюда начинаются затяжные спуски. Ага, на RX по­явился ручной режим переключения – в моем распоряжении шесть виртуальных передач.

Попробовал тормозить двигателем, подтыкая пониженные, – эффект заметен, но хотелось бы более интенсивного замедления. Гибриды создают, чтобы экономить топливо. За эту поездку по самым разным дорогам – от скоростных автобанов до тихих городских улочек – RX 450h показал отличный средний расход: 8,6 л/100 км. Интересно, как изменится его аппетит в условиях наших мегаполисов? Обязательно проверим, как только этот вседорожник появится у нас. Хотя объективная статистика утверждает, что гибриды в России и Украине покупают не ради экономии, а из стремления стать обладателем эдакого чуда техники. Тут уж RX 450h точно не разочарует.

Улучшение пройденного

Схему гибридного привода RX 450h унаследовал от предшественника – RX 400h. Планетарная передача согласует работу основных узлов гибридной силовой установки: электромотор связан с коронной шестерней, бензиновый V6 – с водилом сателлитов, а генератор (он подзаряжает аккумуляторы и запускает бензиновый двигатель) – с солнечной шестерней. Передние колеса тоже связаны с коронной. Задние колеса никак не соединены с ДВС, их приводит собственный электромотор. Кстати, мощность электродвигателей RX 450h осталась такой же, как у предшественника, а максимальный крутящий момент немного подрос. Благодаря этому реже вступает в дело бензиновый агрегат, который по сравнению с движком RX 400h прибавил 0,2 л рабочего объема и почти 40 «лошадок».