Компания «Чери» — один из лидеров китайского автопрома. Как собирают автомобили на ее головном предприятии в Уху, своими глазами видела Наталья Королева. Фото автора и компании «Чери».

По меркам страны, где главные административные центры располагают населением от 10 до 30 млн человек, трехмиллионный Уху можно считать эдаким «поселком городского типа». Но масштабы и уровень жизни — вовсе не поселковые: широченные многополосные проспекты, стройные ряды офисных и жилых многоэтажек. А такого количества автомобилей «Чери» нет даже в Шанхае, что, в общем-то, объяснимо: именно здесь в 1997 году и родилась сама компания.
С тех пор «Чери» обзавелась еще двумя сборочными площадками в Даляне и Ордосе, но завод в Уху — не только старейший, но и самый крупный. На громадной территории в десятки гектаров разместились четыре штамповочных цеха, столько же сварочных, окрасочных и сборочных цехов. Со здешних конвейеров сходят почти все модели, начиная крошкой QQ и рестайлинговым «Амулетом» и заканчивая кроссовером «Тигго» и минивэном «Кросс-Истар». А на отдельных участках выпускают всю линейку двигателей «Актеко» и трансмиссии, включая вариаторы CVT.
Не все удалось посетить за короткое время визита, но производство двигателей мы увидели. В просторном цеху — идеальный порядок, а поначалу сбивший с толку полумрак (как же тут работают люди?) рассеяли индивидуальные плафоны освещения над каждым рабочим местом. Заготовки блоков и головок цилиндров отливаются на отдельном производстве; здесь же на станках-полуавтоматах изготавливают распредвалы, детали цилиндро-поршневой группы, а затем собирают все воедино. По большей части вручную, но с промежуточным контролем качества на нескольких этапах.
Побывали мы и в одном из сборочных цехов — в том, где выпускаются QQ и «Тигго». Первое, что видишь при входе — огромное цифровое табло с данными о количестве днем ранее выпущенных автомобилей, степени загрузки линий и плановых показателях на текущий месяц. Нечто подобное, помнится, было и на наших заводах в советские времена.
У каждой модели — отдельная нитка конвейера, по которой установленные на стапели напольных лент плывут машины. Подсобранные силовые агрегаты прибывают к месту «стыковки» с кузовом верхом на автоматических подкатных тележках. Словом, обычная для любого современного автозавода картина.
Удивило лишь отсутствие роботов-манипуляторов, которым ведущие мировые компании давно доверяют и установку сидений в салон, и вклейку лобового и заднего стекол. На заводе «Чери» эти операции по-прежнему отданы на откуп людям. Не оттого ли, что рабочая сила в Китае все еще дешева? Впрочем, и это отставание фирма намерена наверстать в ближайшие годы. Ведь в планах — сразу две принципиально новые модели.
Помните яркие концепты «Чери» на недавнем Шанхайском автосалоне? Седан «Альфа 7» и кроссовер «Бета 5» разработаны под началом перешедшего из концерна GM дизайнера Джеймса Хоупа и внешне столь сильно отличаются от нынешней продукции фирмы, что впору удивиться: да «Чери» ли это вовсе?
А самое поразительное, что китайцы вовсю готовят их к производству: оба автомобиля поступят на местный рынок уже до конца нынешнего года. С названиями, правда, пока нет полной ясности. Зато, судя по увиденным на заводе предсерийным прототипам, привлекательная внешность не претерпит разительных изменений.
И техническая начинка обещает быть под стать дизайну. К примеру, седан обзаведется новым бензиновым мотором 1.6 TGDI с турбонаддувом и непосредственным впрыском, который будет трудиться в паре с шестиступенчатой роботизированной коробкой с двумя сцеплениями. А у грядущего кроссовера, которого прочат в сменщики «Тигго», появится двухлитровая «четверка» с изменяемыми фазами газораспределения.
После недавнего небольшого спада фирма «Чери» вновь наращивает производство: в 2012 году со всех конвейеров сошло 750 тысяч автомобилей. А новые модели помогут ей в течение трех ближайших лет увеличить выпуск до 1,2 млн автомобилей — так, во всяком случае, считают в самой компании.

[%GALLERY%]

Выпуск автомобилей 

«Чери»

Год

Тыс. шт.

2006

300

2007

381

2008

356

2009

500,3

2010

682

2011

643

2012

750