Близился ноябрь. Где провести остаток отпуска? В Крыму – поздно. На южных морях?..
«Не нужен мне берег турецкий, и Африка мне не нужна», – вспомнил слова известной песни Леонид Сапожников и отправился в Карпаты, в поселок Сходница, пить минеральную воду. Фото автора и Сергея Торгалова.

Кто хочет совместить «Нафтусю» с вечерними развлечениями и надеется на курортный роман, – тому в Трускавец, а не в тихую Сходницу. Зато лежит она в лесистых горах, за 800-метровым перевалом, и целебная вода течет здесь прямо из земных недр – в Трускавец же, по словам местных жителей, поступает отсюда по трубам. Старожилы охотно расскажут вам, что больному генсеку Андропову возили «Нафтусю» именно из Сходницы – вертолетом до Львова, затем самолетом в Москву. Похоже, так оно и было, но кремлевский доктор то ли не знал, то ли умолчал карьеры ради, что вода эта сохраняет свои чудесные свойства лишь в течение одного-двух часов…
Многие не догадываются, что ее название произошло от слова «нафта». Сходницкое нефтяное месторождение известно с XIX века, до 1935 года здесь добыли больше двух миллионов тонн нефти! Оно давно практически исчерпано, лишь кое-где за огородами можно увидеть ритмично клюющий носом агрегат-качалку. А вот месторождение минеральных вод здесь открыли сравнительно недавно. Сделал это местный житель, инженер Емельян Стоцкий, – памятник ему стоит близ одного из многочисленных источников. В 1976 году Минздрав СССР официально признал Сходницу всесоюзным курортом.

ДИВАН, ЧЕМОДАН, САКВОЯЖ…

Почему мы выбрали для путешествия в Сходницу универсал? А потому что нас предупреждали: развлечений там не ждите! Чтобы занять себя длинными осенними вечерами, мы приготовили в дорогу чемодан книг, магнитолу, ноутбук с фильмами и музыкой на дисках, а поскольку прогноз обещал ранние холода, захватили обогреватель и много теплой одежды. В последний момент добавился ящик привезенных с дачи помидоров… Словом, мы ни в чем себе не отказывали, и в этой ситуации «Рено-Логан MCV» с его 700-литровым багажным отделением (полтора метра в длину!) представлялся оптимальным выбором.
В пути мы оценили и другие достоинства «Логана». 1,6-литровый мотор вел себя на скорости до 90 км/ч тихо и отличался скромным аппетитом, – от Киева до Дрогобычского района Львовщины ему хватало на «сотню» шести литров «92-го». А дальше начались дороги, которые местами хотелось сравнить с фронтовыми после артиллерийского обстрела. Особенно впечатлил 23-километровый кошмар между шоссе М06 Киев–Чоп и Трускавцом, – туда направил нас GPS-навигатор, а мы легкомысленно не сверились с атласом. Надо было свернуть гораздо раньше на дорогу Т 14 02, – тоже не подарок, но все же можно ехать… Итак, запомните название Доброгостев и завещайте детям никогда не пользоваться «дорогой», ведущей через него на Трускавец! Это не ухабистый асфальт, а сплошной ухаб с фрагментами асфальта. По нему не едешь, а крадешься на второй передаче, непрерывно работая рулем. Жаль, что гости Евро-2012 промчатся неподалеку, по М 06, ни о чем таком не подозревая… Но это уже другая тема.
Нет худа без добра. Медвежья услуга навигатора, выбравшего кратчайший путь, дала нам отличную возможность испытать подвеску. Я готов снять перед ней бейсболку: энергоемкая, длинноходная, практически непробиваемая и притом достаточно мягкая. Подвеска седана «Логан» конструктивно такая же, но у MCV она усиленная. Свой вклад в мягкое преодоление ям внесли и зимние шины-«липучки» Nokian Hakkapelitta R типоразмера 185/65 R15. Кстати, позднее, когда после дождей подморозило, они позволяли уверенно ездить по наледи.

«ОБЗОР ОТЛИЧНЫЙ!»

Этот девиз нашего журнала подходит и «Логану». Особенно универсалу в «нашей» комплектации Laureat, у которого сиденье водителя регулируется по высоте. Правда, отличной оценки у MCV заслуживает только передний обзор. Задний хуже из-за распашной двери, а в дождь и подавно, т.к. более узкая створка не имеет «дворника». Но это не критично благодаря достаточно большим наружным зеркалам с опциональным электрическим обогревом. А преимущества распашной двери при погрузке и выгрузке багажа очевидны.
Шкалы приборов – спидометра и тахометра – автоматически меняют свой цвет в зависимости от времени суток: после восхода солнца они белые, после заката – черные. Цифры же всегда оранжевые. Читаются приборы превосходно, но сочетание цветов – на любителя…
В эргономике есть пара нетрадиционных решений. Кнопка клаксона находится в торце левого подрулевого переключателя (впервые я столкнулся с этим в начале 90-х на «Шкоде-Фаворит»). А клавиши стеклоподъемников вынесены на центральную консоль: у водителя своя, у пассажира – своя, правее. Спорная идея, но привыкнуть можно.
Простоватые по форме сиденья довольно удобны, – ёрзать на них начинаешь лишь километров через пятьсот, когда затекает нижняя часть спины.
«Логан» был задуман как недорогой автомобиль для так называемых развивающихся стран. Благодаря ему бренд «Рено» укоренился на рынках Индии и Ирана, стал намного популярнее в России и Украине. Себестоимость «Логана» снижали разными путями – в частности, позаимствовали у «Клио II» и «Модуса» подвески, у «Символа» рулевое, у «Мегана II» – коробку передач и сцепление. Большинство элементов кузова имеют малую кривизну, ведь штампы для них обходятся дешевле. Список подобных разумных мер можно продолжить.
Правда сэкономили на стеклоподъемниках (две клавиши на центральной консоли вместо трех дверных). А еще на сигнализаторе непристегнутых ремней безопасности: он не пищит и не мигает, лишь ненавязчиво светится красная лампочка, днем вообще малозаметная. Возможно, конструктор исходил из того, что в странах Европы пристегиваются «на автомате», а индусам, русским и украинцам напоминать бесполезно?..
В остальном автомобиль только радовал – экономичностью, подвеской, простором в салоне и багажном отделении, хорошей шумоизоляцией, четким рулевым управлением. Тяговитый двигатель, несмотря на скромную для универсала мощность (87 л.с.), резво возносил нас на перевал крутизной до 10% между Бориславом и Сходницей.
Эта машина хороша для путешествий по твердым, пусть и очень неровным дорогам, компанией от двух до пяти человек. Или для поездок за город, «на природу», вшестером-всемером. Есть и другие семиместные универсалы, но и цена у них совсем другая. «Логан MCV» в базовой комплектации стоит около 100 тыс. грн.
А что же такое MCV? Задав этот воп-рос всезнающему Рамблеру, получил ответ: «MCV можно расшифровать, как Multi Convivial Vehicle, то есть автомобиль на все случаи жизни». Относительно «всех случаев» не спорю: в нем вози хоть дрова, хоть небольшой оркестр. Но основное значение слова convivial – «праздничный, весёлый, радостный». И нам после путешествия в Карпаты хочется расшифровывать MCV как «многорадостный автомобиль» – доставляющий своему водителю и пассажирам много радости.

Автомобиль на тест предоставлен компанией «Рено Украина»

ДРЕВНЯЯ ТУСТАНЬ

Быть в Сходнице и не посетить заповедную Тустань (ударение на «у») было бы большой ошибкой. Она интересна уже как живописнейший скальный массив с пиками высотой до 75 метров. Но на этих скалах около семисот лет, начиная с IX века, стояла уникальная деревянная крепость. Остатки ее деревянных конструкций давным-давно истлели, но в скалах видны пазы и врубы, в которых они крепились. Их больше четырех тысяч! На этой основе удалось воссоздать вид крепости, сделав ее графическую трехмерную реконструкцию.
Обязательно отыщите колодец тридцатиметровой глубины, выдолбленный в каменной толще. Бросьте туда монету и засеките время, – до всплеска пройдет не меньше трех секунд. Этот ритуал – залог того, что вы вернетесь в Тустань с ее волшебной аурой. Отсюда и уезжать-то не хочется, особенно в солнечную погоду.
Наскальную крепость основали белые хорваты (предки нынешних хорватов), впоследствии она стала польской. Сейчас здесь глушь, а в те времена она контролировала важный торговый путь, по которому везли соль в Центральную Европу.
От Сходницы сюда 8 км по немощёной лесной дороге. Но полный привод необязателен, – мы без проблем проехали в оба конца на «Рено-Логане MCV», хотя несколько дней перед этим шли дожди.