Слова «шедевры деревянной архитектуры» обычно ассоциируются с русским Севером: Архангельской областью, Карелией… А ведь есть они и в Украине – например, на Киевщине, в Фастовском районе. К ним и отправились на украинском народном автомобиле Леонид Сапожников и Сергей Торгалов (фото).

ЧЕТЫРЕ ЖЕМЧУЖИНЫ

Мы начали с Фастова и в Фастов же вернулись по кольцевому маршруту, который сами для себя проложили. Первое упоминание о Хвастове (так тогда назывался Фастов) датировано 1390 годом. До конца XVIII века городок входил в состав Польши и был резиденцией католических епископов. Неслучайно одним из главных его украшений служит костел (построенный, правда, гораздо позднее, в 1911 году). Найти его нетрудно: он находится близ центральной улицы и благодаря 43-метровой высоте виден издали. А вот старинную Покровскую церковь (1781 год) нам пришлось поискать. Местным жителям, у которых мы узнавали дорогу, ее название ничего не говорило, – надо спрашивать «казацкую церковь», а еще лучше – «церковь Палия».

Семен Гурко по прозвищу Палий командовал Фастовским полком численностью в три тысячи казаков. Формально он состоял на службе у польского короля и должен был охранять юго-восточные границы Речи Посполитой. Но вел себя очень независимо, «побил горшки» с Варшавой и присягнул Москве. Гетман Мазепа написал на него царю ложный донос: дескать, замышляет переметнуться к шведам. Петр Первый сослал Палия в Сибирь, но в 1708 году после измены Мазепы вернул обратно. Палий со своими казаками участвовал в Полтавской битве на стороне Петра. Словом, яркая личность. Молва приписывает Палию строительство Покровской церкви, но это миф, поскольку умер легендарный полковник на семьдесят лет раньше.

А церковь эта заслуженно считается одним из шедевров украинской деревянной архитектуры. Внутри по-домашнему уютно. Она и ее ровесница-колокольня окружены старинным забором, к которому стоит присмотреться отдельно: в нем нет ни одного гвоздя. Из Фастова едем в направлении на Попельню до села Кожанка (17 км). Здешняя Покровская церковь старше всех на нашем маршруте – 1758 год. Она открыта, как и другие сельские церкви, только по воскресеньям и праздникам, но даже просто постоять возле нее приятно и радостно. Подумать только: она построена за полвека до рождения Гоголя, и Николай Васильевич вполне мог заглянуть в нее проездом. Но мрачная тема «Вия» явно не отсюда, здесь Хоме Бруту было бы нечего бояться.

Иное дело – очень необычная Златоустовская церковь в селе Пивни (8 км дальше по нашему кольцу): там бы я, отродясь лишенный суеверий, не рискнул остаться на ночь… Еще 20 км – и мы в деревне с ласковым названием Веприк. Местная церковь – четвертая жемчужина нашего кольца-ожерелья. Возле нее похоронен выдающийся украинский композитор и дирижер Кирилл Стеценко. В начале 1920-х, незадолго до смерти, он стал священником и служил в этом храме. День вдали от мирской суеты прошел замечательно и – не побоюсь красивых слов – зарядил духовной энергией. Жаль только, что он был будним, – со службой мы не угадали. В следующий раз учтем ошибку. И снова приедем к церквям запорожских казаков на автомобиле из Запорожья – для гармонии!

А ТЕПЕРЬ О НЕМ

Впервые я сел за руль «Ланоса» десять лет назад, вскоре после его появления на украинском рынке. ЗАЗ тогда собирал «Ланос», «Нубиру» и «Леганзу» из корейских машинокомплектов, и отношение к этим моделям малоизвестной компании «Дэу» было у нас настороженным – никто не хотел покупать «кота в мешке». Тем более что и цена по тем временам была немалой: за «Ланос», самый дешевый из этой троицы, просили $8200. Бытовало мнение, что за такие деньги лучше купить подержанное немецкое авто. Приятели настойчиво советовали так и сделать, на что я отвечал словами Генри Форда: «Лучший автомобиль – это новый!». И добавлял, что не имею желания покупать чужие проблемы. «Ланос» подкупил меня хорошей родословной (в основе конструкции – знаменитый своей надежностью «Опель-Кадет»), итальянским дизайном от маэстро Джуджаро, а также тем, что двигатель и ходовую часть доводили специалисты «Порше».

Я выбрал его – и, наездив более 100 тысяч километров, ни разу не пожалел. Машина была поистине беспроблемной. Ремонт потребовался ей лишь однажды: когда двигатель перестал прогреваться до рабочей температуры, заменили термостат. Но, может, мне одному так повезло? Я связался с киевской фирмой «Касан-авто», закупившей 72 «ланоса» для своего таксомоторного парка. Оказалось, что при среднем пробеге 300 тыс. км ни один из двигателей не был в ремонте, а ходовую директор назвал «неубиенной»: ведь таксист, сказал он, ее особо не бережет, но только теперь приходится менять часть передних амортизаторов…

Постепенно «Ланос» стал «украинцем»: ЗАЗ освоил его производство, начиная со сварки кузова. На первых порах элементы кузова поступали с варшавского завода «Дэу-ФСО», но с осени 2008 года их штампуют в самом Запорожье. Автомобиль с полным правом называют теперь «ЗАЗ-Ланос». Правда, в Россию его экспортируют под маркой «Шевроле» – думается, потому, что у многих россиян ЗАЗ все еще ассоциируется с «запорожцами»… Отличается ли качеством украинский «Ланос» от корейского? Косвенный ответ дает статистика: «Шевроле-Ланос» стал в России в 2008 году самым продаваемым автомобилем зарубежного производства. А чтобы получить, насколько это возможно за короткое время, прямой ответ, мы взяли для путешествия именно «ЗАЗ-Ланос» (1,5 л, 84 л.с.)

ИСКУССТВО ТРЕБУТ ЖЕРТВ

Подхожу, бросая придирчивый взгляд. Отличий практически нет – ровные зазоры между элементами кузова, отличный «металлик». Ага, вот одно: в заднем окне появился третий стоп-сигнал, которым раньше мог похвастать только «Сенс». В салоне тоже все без изменений – добрый старый «Ланос»! Переднюю панель, естественно, модной не назовешь, но к эргономике почти нет вопросов. Приборы отлично читаются, разве что индикатор зажатого ручника (brake) по-прежнему малозаметен. Удобное рулевое колесо, легкая педаль сцепления, четкое переключение передач. Боковые поддержки передних сидений на вид слабо выражены, но «Ланосу» их вполне хватает – благодаря довольно жесткой подвеске он почти не кренится в поворотах. Наши люди в большинстве своем не изнежены. Знаю женщин, которые легко управляются с рулем «Самары» и даже «Волги».

И все же настоятельно рекомендую покупать «Ланос» с гидроусилителем. Без него руль довольно вялый, почти пять оборотов от упора до упора, а с ним – только три. В один пакет с гидроусилителем, как и прежде, входят кондиционер и передние электростеклоподъемники. Последние когда-то казались мне излишней роскошью, но если вы ищете ту же Кожанку или Пивни без GPS-навигатора, замучитесь опускать стекла вручную, спрашивая дорогу… Музыка? В свое время «Дэу-Ланос» комплектовался корейской магнитолой посредственного звучания, притом недешевой. «ЗАЗ-Ланос» выходит с завода только с аудиоподготовкой, и это вполне разумно – выбирай магнитолу на собственный вкус. У меломанов, правда, возникнут претензии к шумо-изоляции салона, которая и в корейском варианте была не на высоте.

Голос мотора отчетливо слышен только с 3000 об/мин, а вот шины явственно гудят. Но если ты уж так любишь музыку, замени бюджетные камские шины, к примеру, на Kumho или Nokian – искусство требует жертв!..

ДРУГ СЕМЬИ

На обратном пути я предложил руль Сергею: наш фотокор никогда не водил «Ланос», и мне интересен был его свежий взгляд. У него машина выше классом: «Пежо-605», – но «Ланос» его приятно удивил: – Эластичный двигатель. Легкое переключение передач с короткими ходами рычага. В меру жесткая подвеска – как раз то, что нужно для наших дорог. И – вполне приличная плавность хода даже на камских шинах… Из недостатков он отметил сравнительно слабую шумоизоляцию и не утопленные заподлицо с капотом «дворники», которые с непривычки мозолили ему глаза…

Общий вывод Сергея был таков: – Достойный семейный автомобиль, способный доставлять удовольствие от вождения. Под каждым этим словом готов подписаться и я. С одним уточнением: для семьи, считаю, практичнее не седан с 340-литровым багажником, а хэтчбек: в нем, опуская спинки задних сидений, можно увеличить объем багажного отделения с 250 до 960 л. Что касается удовольствия, то его доставляет не динамика (она довольно скромна: разгон до «сотни» длится 12,5 с), а прежде всего хорошая управляемость.

Как выразился в свое время на Дмитровском полигоне один из «зарулевских» испытателей, автомобиль позволяет водителю точно придерживаться выбранной траектории и не склонен к мелким пакостям… Остается сказать об экономичности. «Ланос» здесь не рекордсмен, но «аппетит» у него умеренный. На загородном шоссе при скорости порядка 90 км/ч и включенном кондиционере он расходовал в нашей поездке 7,2 л «95-го» на 100 км пути. Вот таков он, «украинский кореец». Нет, теперь уже – «корейский украинец»!

Автомобиль предоставлен компанией «УкрАвтоЗАЗ-Сервис».