Канев знаменит благодаря Тарасу Шевченко, – на гору, где похоронен поэт, ежегодно поднимаются до ста тысяч туристов. Менее известен Каневский природный заповедник, единственный в центральных областях Украины. Туда и отправились Леонид Сапожников и Сергей Торгалов (фото).

Почти треть его холмистой территории занимают овраги глубиной до 40-70 метров. Образовались они из-за вырубки лесов на склонах, – почва стала беззащитной перед ливнями. Эрозия наступала уже на Тарасову гору, и это подтолкнуло Совнарком к созданию в 1923 году Каневского заповедника. Экологическую катастрофу остановили, интенсивно высаживая на голых склонах белую акацию. Ту самую, из романса, с «гроздьями душистыми». Ее разветвленная корневая система цепко удерживает почву от размывания.

Как известно, нет худа без добра. Расчлененный рельеф этой местности стал для исследователей окном в далекое прошлое.

А представителям флоры и фауны он позволяет выбрать комфортный микроклимат. К примеру, одних лишь видов грибов здесь 1120, потому что каждый из них нашел для себя нужный уровень влажности, освещенности и т.п.

ШАГ ЗА ШАГОМ, ВЕК ЗА ВЕКОМ

Лет 120 тому назад в Канев впервые приехал историк, археолог и нумизмат Николай Биляшевский. Зашел на базар – и не поверил своим глазам: крестьяне из села Пекари продавали древние золотые украшения! Оказалось, полсела в свободное время выходит с лопатами, как на картошку, копать Княжью гору…

Биляшевскому удалось купить там у помещика Тарновского 15 десятин земли, и он начал археологические раскопки. Добыл более трех тысяч предметов, украшающих сейчас музейные экспозиции в Париже, Лондоне, Москве, Санкт-Петербурге, Харькове, Варшаве. Кое-что осталось и в заповеднике, в Музее природы. Этот интереснейший музей необычен уже тем, что почти все его экспонаты обнаружены на территории заповедника и в окрестностях. Мне особенно запомнился в отделе палеонтологии череп носорога: оказывается, эти звери, неразрывно связанные в нашем представлении с Африкой, бродили по степям Каневщины вместе с мамонтами, бизонами и жирафами каких-то 8-10 тысяч лет назад. А в лесах таились саблезубые тигры, пещерные львы и медведи…

В отделе археологии идешь от стенда к стенду, будто шагаешь через века: вот каменные орудия охотников на мамонтов, вот утварь и оружие скифов, а вот – сарматов… А это уже поляне (они же росы, русы), поселившиеся здесь, где Рось впадает в Днепр, в начале нашей эры. Именно они стали впоследствии основателями Киевской Руси. Археологи до сих пор находят на территории заповедника остатки их жилищ. Кстати, академик Биляшевский доказал, что летописный Родень, один из первых городов восточных славян, находился на Княжьей горе.

ТЕРРИТОРИЯ ГАРМОНИИ

В заповеднике около 1000 видов «высших» растений, не считая мхов, лишайников, водорослей и грибов. А фауна еще разнообразнее: одних ракообразных 130! Автомобильная дорога, по которой мы приехали из Канева, отделяет заповедник от Днепра, – где же в таком случае обитают раки и водоросли? Оказывается, в состав заповедника входят два пойменных острова Круглик и Шелестов, а также очень живописные Змеиные острова в Каневском водохранилище. Есть там, конечно, и рыба – более 40 видов. В наших реках, как подтвердит любой рыбак, ее все меньше. Причины известны: загрязнение воды, плотины ГЭС, браконьерство… По крайней мере, от браконьеров рыба в «территориальных водах» заповедника защищена.

Недавно я обнаружил в Интернете записки венесуэльского путешественника Франсиско де Миранда, посетившего в конце марта 1787 года эти места. От села Пекари он прошел до реки Рось и обнаружил «несметное количество народа, 6 или 7 тысяч человек», – они ловили рыбу, перекрыв ей путь в Днепр загородками и сетями. «За короткое время, – пишет Миранда, – можно наловить ее видимо-невидимо. Накануне улов составил более 800 телег, причем каждую волокли два быка или пара лошадей»…

Слова «браконьерство» тогда еще не знали и с легкой душой истребляли природу, не думая о потомках. Мы уже знаем, что это грех, но ведем себя почти так же. Может, новое поколение будет умнее и дальновиднее?
Кстати, о чем вы подумали, прочитав о 130 видах ракообразных? О пиве? Тяжелый случай… Но не безнадежный. Поезжайте в Заповедник – он помогает жить в гармонии с природой, а значит, и с самим собой.

ТЕСТ ПО ЛЮБВИ

Около трех лет назад мы ездили на Винничину, к «тульчинскому Версалю», на «Ситроене-С4» (УЗР, 2006, № 6). Эта модель пришла в 2004 году на смену «Ситроену-Ксара» и влюбила в себя более 900 тысяч покупателей в разных странах. Есть отличные, очень качественные и при этом очень скучные автомобили, – они похожи друг на друга, как лишенные фантазии добропорядочные хозяйственные жены. А «Ситроен» тем-то и славен, что с ним не соскучишься, – всегда удивит необычным.

У С4 только в интерьере были три «фишки»: неподвижная ступица руля, штатный ароматизатор салона и футуристичный, напоминающий «летающую тарелку» жидкокристаллический спидометр, вынесенный на торпедо. Короче, мы тоже влюбились. Потому и взяли для поездки в Канев рестайлинговый С4, появившийся сравнительно недавно.

Внешних изменений немного: более округлый капот, новый передний бампер, обновленные фары и прозрачные задние фонари. Но для нас главным новшеством был трехдверный кузов типа «купе»: он радикально отличается задней частью от пятидверного хэтчбека, на котором мы ездили в Тульчин.

Увы, это тот самый случай, когда красота требует жертв. Верхняя и нижняя части заднего стекла состыкованы посредством горизонтальной планки, которая, мягко говоря, не улучшает обзор. Это не критично, но с непривычки напрягает.

Ну, а как три фишки? Пережили рестайлинг? Да, все они налицо. Ступица руля зафиксирована, поэтому размещенные на ней кнопки управления «музыкой», круиз-контролем и др. не гуляют при повороте. Ароматизатор в передней панели все так же имеет сменные картриджи с девятью запахами – от ванили до жасмина с мимозой. На прежнем месте и «летающая тарелка» с крупными цифрами скорости, но в левом углу шкалы скромно присоседился тахометр.
В прежней версии он находился перед глазами водителя – там, где по традиции должна быть комбинация приборов. Это вызывало резонный вопрос: зачем? С4 ведь не спортивный автомобиль. А главное, удаленное размещение тахометра и спидометра было неэргономично. Теперь водителю не приходится бегать между ними взглядом. Критику учли. Но шкала тахометра слишком мелкая, и на ней обозначены только тысячи оборотов, без промежуточных делений. Получается, этот прибор привлекал к себе излишнее внимание, а теперь стал малозаметным «бедным родственником». Конструкторы из одной крайности ударились в другую. У людей творческих такое случается…

ТРЕТИЙ – НЕ ЛИШНИЙ

Купе вообще-то машина для двоих. Ну, еще пара детишек сзади. Такова концепция. В купе C4 на заднем сиденье без проблем помещаются двое взрослых, но комфортом они обделены. Нет даже мест для хранения всякой дорожной всячины, если не считать двух маленьких карманов по бокам сиденья. Однако жаловаться на это глупо, – вспомните концепцию и скажите «спасибо», что есть пространство для ног.

Зато водителю и переднему пассажиру хорошо: удобные кресла, двухзонный климат-контроль, четырнадцать (!) разнокалиберных карманов и ящичков плюс большой охлаждаемый бардачок. Единственное неудобство: гнездо прикуривателя вынесено далеко назад, за ручник, поэтому попытка прикрепить к лобовому стеклу в поле зрения водителя нештатный навигатор не удалась – провод мешал бы рулить. Пришлось установить навигатор перед пассажиром. Но и за это критиковать конструкторов не будем, поскольку за рубежом новый С4 укомплектован навигатором, объединенным с аудиосистемой.

Из приятных, хотя и не новых вещей надо также отметить достаточно просторный, как для купе, багажник (320 л) и легко складывающуюся в соотношении 40:60 спинку заднего сиденья.

ПРИЯТНО И БЕЗОПАСНО

А вот где у С4 действительно новизна, так это под капотом! Компании PSA и BMW совместно разработали два новых 1,6-литровых бензиновых двигателя мощностью 120 и 150 л.с. Для Украины на С4 их пока не устанавливают. Нам доступны два старых знакомых: бензиновый 110-сильный и турбодизель той же мощности, оба рабочим объемом 1,6 л (коробка передач – механическая 5-ступенчатая). В Канев мы ездили с первым из них и можем вновь подписаться под своим выводом, сделанным три года назад: честный труженик со скромным аппетитом. На приличном по украинским меркам загородном шоссе автомобиль при скорости 90 расходовал в среднем 5,8л/100км. В смешанном цикле расход составил 7,4 л/100 км.

Двигатель негромкий, салон к тому же имеет отличную шумоизоляцию (в том числе за счет многослойных стекол). Раньше на тряской дороге под полом багажного отсека погромыхивала запаска, не имевшая надежного фиксатора, – теперь ее утихомирили. Шины (размера 205/55R16) почти не слышны. Акустический комфорт в салоне нарушает на неровностях лишь довольно жесткая подвеска, унаследованная от «Пежо-307».

Для кого же это купе? Прежде всего, как нам представляется, для молодых супругов с детьми: в нем приятно и безопасно. Обновленный С4 – и купе, и хэтчбек – имеет 5 звезд от EuroNCAP за защиту пассажиров при лобовом ударе. Подойдет купе С4 со 110-сильным мотором и просто молодым людям без особых спортивных амбиций, которые ценят оригинальность. Оно располагает к довольно спокойной езде, хотя динамика разгона у него приличная: 10,6 секунды до «сотни» в бензиновом варианте и 11,2 в дизельном. А максимальная скорость, по данным производителя, 194 км/ч. Мы ее, естественно, не проверяли. А на обратном пути вообще не развивали больше 90 – ехали сообразно состоянию души. Видимо, Заповедник так на нас подействовал…

Автомобиль предоставлен
Группой компаний «АИС».

Благодарим дирекцию Каневского природного заповедника за помощь в подготовке материала.