Старинный Чернигов находится как бы в тени Киева, до которого всего 140 км, однако кое в чем превосходит столицу. На «Рено-Колеос» отправились туда в выходной Леонид Сапожников и Сергей Торгалов (фото).

ПУШКИ ТОЖЕ КРАСИВЫ

Знаете ли вы, что вместо Волжского автозавода мог быть построен точно такой же Деснянский? Когда в середине 60-х выбирали место для производства советских «фиатов», чуть было не остановились на Чернигове. Удобно расположен: можно доставлять грузы железнодорожным, речным и автомобильным транспортом. А еще учитывали демографический эффект: автозавод привлек бы тысячи женихов в этот «город невест».

Тольяттинское лобби в верхах оказалось сильнее, – автомобилям ДАЗ не суждено было появиться. И до сих пор в Чернигове «на десять девчонок по статистике девять ребят». Но эти красивые девчонки себя ценят! Не приглянувшиеся им приезжие ухажеры становятся жертвами традиционного розыгрыша: придя на свидание к тринадцатой пушке на крепостном валу, обнаруживают, что их… двенадцать.

Не огорчайтесь, парни, – пушки тоже красивы! По официальной версии, их установили здесь в начале ХХ века, чтобы напоминали о крепости, упраздненной в 1799 году. Но местные жители охотно расскажут вам, что пушки подарил городу Петр Первый за героизм черниговских казаков в Полтавской битве со шведами. При Петре еще не было таких орудий, однако спорить не будем: легенды надо уважать.

Признаюсь, был соблазн взъехать к пушкам и сфотографировать наш кроссовер рядом с одной из них – славная была бы парочка! Но эта мысль, едва мелькнув, исчезла: в гости к предкам следует ходить пешком. Здесь, на Валу, высятся два великолепных древних собора – Спасский и Борисоглебский. Первый был построен в 1031-1036 годах (почти тысячу лет назад!) черниговским князем Мстиславом, сыном Владимира Крестителя. Второй, Борисоглебский, на 90 лет моложе. В нем сейчас музей.

В Чернигове столько старинных храмов, что осмотреть их за день почти нереально. Но даже в сокращенную программу стоит включить Пятницкую церковь ХII века (она скромно стоит за зданием областного драматического театра). А Екатерининскую церковь (ХVIII век) не увидеть практически невозможно: красуется на возвышенности напротив Вала, встречая въезжающих в город с юга.

Многие верующие, да и просто туристы, едут в Чернигов ради Антониевых пещер Троицко-Ильинского монастыря. Первую из них выкопал в ХI веке основатель Киево-Печерской Лавры преподобный Антоний. Общая протяженность пещер 350 м, и расположены они необычно – четырьмя ярусами друг над другом. Внутри – подземная церковь, часовни с мощами, кельи отшельников. По преданию, существовал подземный ход, соединявший эти пещеры с Киево-Печерской Лаврой. В это, конечно, очень трудно поверить – особенно наблюдая за темпами строительства киевского метро…

Антониевы пещеры находятся на отшибе, в довольно глухой части города, и только GPS-навигатор помог нам их найти. Поэтому сообщаю адрес монастыря: ул. Глеба Успенского, 31 (неподалеку от улицы Толстого).
… Есть в русском языке полузабытое слово «благодать». В Чернигове оно само собой всплывает в памяти, а на душе становится светло. В этом заслуга не только храмов: Чернигов – зеленый и чистый город со спокойным ритмом жизни и дорожного движения, с приветливыми людьми. Город, в котором хочется жить.

ДАЕШЬ БЕТХОВЕНА!

«Колеос» хорошо гармонирует с Черниговом: приветливый облик, спокойный (но не флегматичный!) характер. На этом автомобиле с нехилым бензиновым двигателем (2,5 л, 170 л.с.) и вариатором совершенно не тянет шустрить и ввязываться в гонки, хоть он и способен набрать с места «сотню» за 9,3 с. «Так оставьте ненужные споры, я себе уже все доказал», – под этой строкой Высоцкого «Колеос» мог бы подписаться. Комфорт в салоне (в том числе акустический), плавность хода, аудиосистема Bose – что еще нужно водителю и пассажирам для умиротворенного настроения? И слушать здесь хочется не быструю танцевальную музыку, а Моцарта с Бетховеном…

Почти нирвана! Свою лепту в это вносит и дизайн, лишенный даже намека на агрессивность. Сравните с одноплатформенником «Колеоса» – «Ниссаном-Х-Трейл» – и, как говорится, почувствуйте разницу. Первый кроссовер «Рено» наследует в своем дизайне черты легковых машин компании – особенно новой «Клио» и «Лагуны».

Удовольствие от вождения? Думаю, в данном случае уместнее говорить об удовольствии от езды. «Колеос» дарит положительные эмоции не только водителю, но и всем пассажирам (при условии, что их не больше трех). Прежде всего – переднему, у которого и сиденье с подогревом, и собственный «климат», и 15-литровый (!) охлаждаемый бардачок под рукой, а пространство для ног такое, что хочется их удлинить. Единственный упрек к передним сиденьям – их подголовники даже в тыльном положении не позволяют полностью выпрямить шею.

Хорошо и двум задним седокам. С ногами здесь тоже нет проблем. В полу под ними крышки двух потайных отсеков объемом примерно по пять литров. Спинку можно регулировать по углу наклона. В ней утоплен широкий центральный подлокотник с ячейками для стаканов или небольших бутылок. Спереди откидные столики, как в самолете. На окнах – шторки. Можно включить автономный обдув. Но полного счастья, как известно, не бывает – на неровностях здесь ощутимо потряхивает.

«Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку»… Будь у той дамы поэта Маршака «Колеос», она увезла бы все это сама – за исключением, пожалуй, дивана. При сложенных задних сиденьях объем 450-литрового багажника увеличивается втрое – до 1380 л.

ИЗ ПУСТЫНИ В МЕГАПОЛИС

Пора бы и в кресло водителя – все-таки он не последний человек в экипаже «Колеоса»… Руль с электроусилителем – просто подарок для слабосильной мадемуазели. Нам же он показался сначала слишком легким и «пустым», почти без обратной связи. Так что при въезде задним ходом в узкие ворота пришлось для подстраховки выглядывать в окно, проверяя положение 17-дюймовых колес, благо высокая посадка это позволяет. Но на дороге становится ясно, что усилитель адаптивный, – руль по мере разгона тяжелеет.

Комбинация приборов не блещет оригинальностью дизайна – и слава богу: важно, что их показания превосходно читаются. Любопытно, что оцифровка шкал четная (20, 40, 60, 80 и т.д.), а не нечетная, как обычно у «Рено». Здесь явно сыграло роль нетрадиционное происхождение модели: она создана совместно с компанией «Ниссан» и выпускается в Корее на заводе «Рено-Самсунг».

Огромная передняя панель напоминает пустыню. В ней нет даже подстаканников возле стоек, как у «Ниссана-Х-Трейл». Ее немного оживляет лишь небольшой дисплей, на котором высвечиваются время, температура за бортом и информация, связанная с FM-радио. Но «алюминиевая» окантовка этого дисплея назойливо отражается в лобовом стекле при любой освещенности и погоде.

Опуская взгляд ниже, попадаешь из пустыни в мегаполис, – на центральной консоли сгрудились многочисленные кнопочки управления «музыкой» и «климатом». Во время езды водителю непросто в них ориентироваться – и лучше не пробовать. Благо под рулевым колесом есть удобный джойстик для управления аудиосистемой.

ВНЕШНОСТЬ ОБМАНЧИВА

Вместе с платформой «Колеос» заимствовал у нового «Х-Трейла» фирменную систему полного привода All Mode 4×4-i.
В зависимости от дорожных условий водитель выбирает клавишей один из трех режимов: 2WD, Auto или 4WD Lock. Мы ездили в Чернигов по сухому асфальту в переднеприводном режиме 2WD. Будь дорога скользкой, включили бы Auto, чтобы при проскальзывании передних колес часть крутящего момента передавалась задней оси. Ну, а на бездорожье должен выручать третий режим, в котором электронная муфта блокируется, поровну распределяя момент между осями.

Этот режим в нашей поездке был и подавно не востребован, поэтому на обратном пути мы свернули к Десне в поисках глубокого песка и бугристых пригорков. Найдя, провели маленький тест. Решились на него не без сомнения: слишком не вяжется с бездорожьем несколько легкомысленная внешность «Колеоса». Но кроссовер показал себя вполне достойно, лишний раз подтвердив, что внешность обманчива. В этом заслуга и силового агрегата (в частности, вариатора, помогающего справляться с диагональным вывешиванием), и 206-миллиметрового клиренса, и очень коротких свесов. Кстати, в дизельной версии, которая у нас пока не продается, клиренс за счет выступающего вниз сажевого фильтра меньше на 18 мм.

Расход бензина на шоссе составлял по данным бортового компьютера 8,4 л/100 км при скорости 90 км/ч и 7,3 л/100 км при 80 км/ч, а средний расход в смешанном цикле без учета нашего внедорожного эксперимента превысил 10 литров на «сотню». Для машины со снаряженной массой 1655 кг неплохо, к тому же для двигателя вполне подходит «92-й» бензин. Огорчило лишь одно: после очередного пуска двигателя стрелка топливомера осталась на нуле и загорелась красная пиктограмма бензоколонки. Это вызвало у нас легкий шок, поскольку компьютер показывал запас хода в 360 км. Спустя некоторое время стрелка ожила – и снова сникла. Что ж, даже очень хорошие автомобили не оставляют фирменный сервис без работы…

Автомобиль предоставлен на тест компанией «Рено Украина».