Измерителей скорости на дорогах развелось пропасть: от инспекторов с бегающими глазками до современных неподкупных лазерных радаров. Михаил Колодочкин и Алексей Воробьев-Обухов протестировали 28 радар-детекторов. Фото Константина Якубова.

В ходе основного испытания требовалось поймать сигналы радаров ДПС. Начинали практически с нулевого расстояния, затем удалялись до 1600 м. Кроме того, мерили собственное излучение радар-детекторов: чем меньше они «свистят», тем лучше водителю и пассажирам. СВЧ-излучение здесь, конечно же, не такое зверское, как у радиолокационных станций, но почему бы не выбрать минимальное? До и после основной программы оценивали также разного рода мелочёвку: эргономику, дизайн, спецэффекты и т. п.
На все про все ушло полторы тысячи километров пробега по трассам и мерным дорожкам.
Получить в итоговой таблице семь плюсов из семи не смог ни один: все усилия разработчиков, похоже, ушли на разного рода «цветомузыку». В их арсенале и длинные тестовые режимы при каждом включении, и разноцвет­ные подмигивания, и голосовое сопровождение на самых разных языках, вплоть до татарского. Нет только одного: уверенного «пи-пи-пи» при наличии далекого радара любой породы, а также полного молчания при его отсутствии. По собственному излучению приемлемыми оказались только два изделия из двадцати восьми, причем не из числа лучших.
Обращаем внимание на то, что цена одного и того же изделия может различаться почти вдвое. Полученные результаты относятся к конкретным образцам, попавшим к нам в руки.
Лучший из лучших мы так и не выявили, хотя три модели все же вели себя адекватнее других. Но дешевенькая SUPRA DRS‑50 в последнюю секунду отказалась хватать лазерный луч, а более дорогие Cobra всех мастей начали дружно спотыкаться при удалении от источника излучения на полкилометра и далее. Лучше других оказался SHO-ME 1785: именно он поймал издалека все сигналы. Да и комплектация у него вполне, даже коврик противоскольжения имеется. Правда, замечать лазерный луч сбоку он не захотел да и попискивает на трассе чаще, чем хотелось бы, но уж лучше так, чем играть в молчанку.

ЕСЛИ ВЫ НЕ ЗНАЛИ

Как радар измеряет скорость?
Cмотря какой радар. Подавля­ющее большинство применяемых у нас используют эффект Доплера: они излучают электромагнитный сигнал и ловят его отражение от автомобиля. Если машина движется, то частоты излученного и отраженного сигналов не совпадают. По их разнице радар вычисляет скорость автомобиля. Лазерный радар – это фактически дальномер. Он несколько раз подряд измеряет дальность объекта, которая при его движении изменяется, а потом высчитывают производную от пройденного автомобилем пути по времени, то есть скорость.
Может ли радар-детектор принимать сигнал сквозь препятствия?
Это зависит от материала препятствия. Через металлическое – не может: металл экранирует электромагнитные волны. Через диэлектрическое (стекло, дерево, пластмасса) – может запросто. Через тонкие металлические пленки сигнал проходит с очень большим затуханием: радар-детектор не сработает. Дворники и любые железки вблизи антенны – это всегда плохо: если и не загораживают, то искажают диаграмму направленности антенны, а потому чувствительность падает.
Радар-детектор и антирадар – в чем разница?
Различие принципиально, хотя в обиходе часто используют оба термина без разбора. Антирадар – активный генератор помехи, нарушающий работу измерительного средства; его использование повсеместно запрещено. Радар-детектор – это, по сути, пассивный радиоприемник, настроенный на нужные частоты (в ряде стран и он вне закона). Термин «антирадар» используют чаще, хотя и не всегда корректно.
Почем сегодня нарушения?
Согласно КоАП за превышение разрешенной скорости на 20 км/ч – штраф 255–340 грн, свыше 50 км/ч – 425–510 грн.
Зачем лазерному радар-детектору круговой обзор?
В микроволновых диапазонах радар-детекторы принимают сигнал с помощью рупорной (или иной) антенны. По-другому забраться внутрь прибора электромагнитные волны не могут. Диаграмма направленности (поле зрения) антенны – несколько десятков градусов (обычно до 60º). Поэтому прибор видит только то излучение, которое пришло в него из этого сектора. Если излучение радара предварительно попадает на какую-то стороннюю цель (автомобиль, забор, дом) и от нее отражается в антенну радар-детектора, то прибор сре­агирует и на такой луч. Он слабее, чем прямой, поэтому и дальность срабатывания с других направлений обычно намного меньше.
А в лазерном приборе антенна – это линза. Здесь очень узкая диаграмма направленности (единицы градусов). Потому для того, чтобы принимать сигнал с разных направлений, делают линзы специальной формы. Вариантов море: несколько линз с разных сторон, линза, направленная вверх, накрытая сферическим колпаком, призмы на крышке прибора для изменения направления распространения луча внутри прибора и т. п. Эффективность приема луча от лазерного измерителя сзади может оказаться такой же, как спереди, по той простой причине, что «антенна» лазерного приемника специально сделана всенаправленной. При этом, разумеется, сохраняется возможность приема и переотраженных лучей, от которых сигнал будет ослаблен.