В 1911 году провели самое первое Ралли Монте-Карло. В этом году гонка празднует столетний юбилей.

Сегодня легендарное ралли по территории Франции и княжества Монако – одно из самых известных состязаний на планете. Энциклопедии утверждают, что даже сам термин «ралли» прижился в мире автоспорта благодаря этой гонке. Так называемый звездный сбор, борьба «Роллс-Ройса», «Мерседеса», «Пежо», «Берлие» и российского «Руссо-Балта», попадание петербуржца Андрея Платоновича Нагеля в десятку абсолютного зачета – всё это страницы истории Ралли Монте-Карло. После Второй мировой войны там блистали «Порше» и «Лянча», ФИАТ и «Рено», «Ситроен» и «Форд». В числе многократных победителей ралли только самые великие пилоты: Сандро Мунари, Бьорн Вальдегард, Вальтер Рёрль, Массимо Бьязион, Томми Мякинен, Карлос Сайнс, Себастьен Лоэб.
Увы, с 2009 года престижная некогда гонка потеряла статус этапа чемпионата мира. Нет смысла подробно разбирать причины, достаточно обратиться к статистике. В годы с 2003‑го по 2008‑й в Монте-Карло стартовало не более полусотни автомобилей. Своеобразный антирекорд: 34 машины в 2005‑м. И это в гонке, когда-то собиравшей более 400 экипажей!
Вернуть былую славу, возродить дух прежнего Монте-Карло теперь пытаются в рамках коммерческой серии IRC, первым этапом которой стала легендарная гонка. Столетний юбилей соревнования отметили 120 стартовавших экипажей, что по нынешним меркам совсем неплохо. Хватало и звездных имен: Франсуа Делекур, Даниэль Элена, Петер и Хенниг Солберги, Тони Гардемайстер, Стефан Сарразин. А вот борьба марок свелась, по сути, к дуэли двух производителей. «Шкода-Фабия» и «Пежо‑207» зачетной группы S2000 сейчас самые быстрые автомобили IRC. Таких набралось почти три десятка. Машины других зачетных групп на их фоне смотрелись подостывшим гарниром. Ралли Монте-Карло – это царство асфальтовых скоростных участков. Мощные моторы «шкод» и «пежо» позволяют здесь ехать действительно быстро. Остальные автомобили на этом фоне просто тихоходы.
Чтобы понять дух гонки в Монте-Карло, надо обязательно попасть на ночной скоростной участок высоко в горах. Здесь узкие дорожки с обилием поворотов и короткими прямыми. Но главное – каждый экипаж пытается стать победителем в игре под названием «шинная рулетка». Судите сами. В долине плюс 10–12 ºC, а на перевале до 20 градусов мороза! По дороге может встретиться сухой и мокрый асфальт, снег, лед. Протяженность участков с различным типом покрытия спрогнозировать трудно. Какие шины ставить?
Выбор расширяет даже столь курьезный тип резины, как шипованный слик, необходимый, по сути, лишь для этой гонки.
Сейчас в шинной рулетке повезло французскому пилоту Брайану Буффье на «Пежо‑207». Он и стал победителем ралли в абсолютном зачете. Второе место благодаря стараниям Фредди Лойкса досталось «Шкоде».
Причины, по которым в современном ралли доминируют маленькие автомобили, созданные на базе недорогих серийных, очевидны. Но те, кто думает, что время суперкаров и престижных марок на гоночных трассах прошло, заблуждаются. «Порше‑911», «мерседес-бенцы» и даже «Плимут-Барракуда» можно увидеть на историческом Ралли Монте-Карло, которое проводится через неделю после этапа IRC. Поразительно, что число участников, выступающих на болидах прошлого, стремительно растет: в нынешнем году заявилось 350 экипажей! Если тенденция сохранится, полноценным наследником легендарного ралли вполне может стать не состязание современных машин, а историческая гонка.