Преодолеть 9500 км марафонских дорог и полного бездорожья «Дакара» удалось нынче немногим участникам. Почему так случилось на третий год проведения легендарной гонки в Южной Америке?

Сложно сказать, что изменилось по сравнению с прошлым годом. Те же горы и пустыни, камни и пески. Но пилоты 180 мотоциклов, 150 автомобилей и 70 с лишним грузовиков в один голос заявили: очень сложная трасса! У камней вдруг проявилась повышенная склонность выводить из строя покрышки. К ним присоединились ветки деревьев и кустарника: из-за засухи они стали подобны стальной арматуре. Будущий победитель в зачете грузовиков побил собственный рекорд по числу пробитых колес. Внезапно выходили из строя детали машин, проверенные прежними соревнованиями и никогда прежде не вызывавшие нареканий. Так, кстати, одну из «быстрых техничек» потерял и «КамАЗ-Мастер» – у ее двигателя разорвало поршень.
Пилоты, даже очень опытные, нервничали и делали ошибки, которых не допускали раньше. Жерар де Рой (ИВЕКО), коего прочили в главные соперники камазовцам, выбыл на первом же этапе, на 72‑м километре скоростного участка: после неудачного приземления с трамплина у голландца проснулась старая травма спины. Перевернулся и уничтожил свой БМВ‑Х3 аргентинец Орландо Терранова. В досадную аварию попал Герлен Шишери, которому команда «БМВ Х‑Рейд» доверила принципиальную новинку – «МИНИ-Кантримен». В итоге МИНИ уехал в Буэнос-Айрес на грузовике, а француза обследовали медики на предмет сотрясения мозга. Вдобавок его штурман сломал руку.
Если обратиться к цифрам, то год назад на «Дакаре» сошла с дистанции треть стартовавших экипажей. А последняя гонка вывела из боя почти две трети участников! В таких случаях обычно говорят: «Дакар» показал свой характер. Но не надо все списывать на мистику гонки. Имеются и более объективные причины. Например, значительно уменьшилось число экипажей, приехавших из Европы, местных же, южно-американских, наоборот, прибыло – а они менее искушены в езде и подготовке машин.
Команды-фавориты вообще обошлись почти без потерь. «Фольксваген» разыграл привычный междусобойчик, в который пытался вмешаться только девятикратный победитель «Дакара» Стефан Петерансель на БМВ. Но мелкие поломки и бесконечные проколы колес откинули его далеко за черту призовой тройки. Однако француз поднялся затем на четвертое место. Поначалу в зачете автомобилей лидировал прошлогодний победитель Карлос Сайнс. Однако катарец Нассер аль-Аттия довольно быстро вытеснил
его с первой позиции да так ее и удержал вплоть до финиша. А Сайнса затем еще дальше отодвинул Жинель де Вильерс.
Экипажам КамАЗа, как ни странно, тоже пришлось понервничать. Де Рой быстро самоустранился, и казалось, что никто более не способен биться с россиянами на равных. Так нет же, нашелся! Чех Алеш Лопрайс на «Татре» поразительно долго держался в первой тройке. Она постоянно видоизменялась: то Фирдаус Кабиров лидировал, то Владимир Чагин, а Лопрайс все время был или между ними, или чуть позади, а пару этапов даже выиграл! Но двигатель «Татры» все-таки спел лебединую песню – перегрелся, у него упала мощность. Чех еле дотянул до финиша участка. Проиграв три часа, он решил больше не испытывать судьбу и отправился в Буэнос-Айрес по асфальтовым дорогам.
В итоге – полный триумф КамАЗа: весь подиум, седьмая победа Чагина (он превзошел достижение Карела Лопрайса, у которого шесть побед) и десятая победа команды из Набережных Челнов.
Другим россиянам похвастаться нечем, да и вышло их на старт ничтожно мало. Леонид Новицкий (БМВ‑Х3) повредил руку после удара колесом о камень и дальше ехать не смог, Александр Мироненко разбил подвеску своего пикапа «Ниссан». А ведь оба шли с неплохими шансами завершить гонку в первой десятке! Дебютант «Дакара» мотогонщик Алексей Наумов на «Хонде» сражался в районе 50‑х мест, затем получил 7‑часовой штраф и добрался до финиша 75‑м.
Словом, трудностей хватало. А кто-то ведь несколько лет назад говорил, будто южно-американская гонка не чета былой, африканской. Но основное нарекание старожилов ралли-рейда к трассе, проложенной по Аргентине и Чили, – она все же больше похожа на классическое ралли, где почти нет песка. А «Дакар» без него кажется каким-то ненастоящим – даже если на пути к финишу ты преодолеваешь массу других препятствий.

P.S. Результаты ралли-рейда «Дакар» – в разделе «Паддок».