Две недели Аргентина и Чили наслаждались большими гонками. Их победителей можно было назвать заранее, считает Сергей Зиновьев. Фото «Фольксваген», «КамАЗ-Мастер», X-Raid.

Огромный моторизованный десант, высадившийся в Буэнос-Айресе, впечатлял. Старт в гоночном приключении приняли 161 мотоцикл, 140 автомобилей, 52 грузовика и 27 квадроциклов. Но как не заметить, что в сумме – почти на сотню боевых единиц меньше, чем в прошлом году, когда «Дакар» впервые гостил в Южной Америке! Пресловутый кризис тогда только начинался. А сейчас аукнулся по полной программе.
Многим помешал стартовать недостаток средств. Но уж точно не предстоящие трудности двухнедельного марафона, ведь именно в изнурительных условиях борьбы секрет притягательности «Дакара». Гонок, в которых можно несколько дней мчаться по пустыне, наберется десятка два. И «Дакар», несмотря на усилия конкурентов в области организации ралли-рейдов, по-прежнему мировой лидер в соотношении цена участия/качество проблем. Кстати, заявочный взнос экипажа (около 15 тысяч евро) – далеко не самая затратная статья расходов. В эту сумму включено: доставка морем из Европы в Буэнос-Айрес, питание, медицинская помощь, обеспечение спутниковой связи и т. п. Не включено: ремонт, обслуживание техники и бензин. Еще 15 тысяч евро экипажу внедорожника понадобится только на шины.

МИМО КАССЫ

Большинство участников «Дакара» не претендует на призы. У них иная мотивация – преодолеть пространство, победить себя, получить адреналин. Технику заводской подготовки, на которой едут самые быстрые и опытные гонщики, обыграть нереально. С этим смирился даже Лис Пустыни – Жан-Луи Шлессер, многие годы в одиночку боровшийся с отборной гвардией «Мицубиси». Второй американский «Дакар» француз тоже пропустил – остался верным африканскому континенту. В эти же дни проходил рейд Africa Eco Race 2010 – по традиционному «дакаровскому» маршруту: через Марокко и Мавританию с финишем в столице Сенегала. Шлессер – да, выиграл, но ему противостояли всего четырнадцать не особенно именитых соперников.
Угнетенная кризисом, впервые за многие годы не явилась на «Дакар» заводская команда «Мицубиси». Это серьезная, однако не критичная потеря. Стартовали пять построенных ею прототипов «Лансер Рейсинг», перешедших во владение частной команды JBM Stradale Off Road. Ее пилоты тоже претендовали на победу, но с умеренными шансами: они были лишены сервиса, который может предоставить заводская команда. В итоге все финишировали в группе лидеров, но не выше шестого места, добытого португальцем Карлосом Сусой.
Среди тех, кто пропустил «Дакар» по финансовым причинам, и главные соперники КамАЗа в зачете грузовиков – Ханс Стейси (МАН) и Герард де Рой («ЖИНАФ»).

С ПЯТОЙ ПОПЫТКИ

Стефан Петерансель, многократный триумфатор «Дакара» за  рулем «Мицубиси», перешел в немецкую X-Raid и благодаря этому сохранил статус одного из главных фаворитов. Прототипам на базе модели Х3 по силам «бодаться» со стопроцентно заводскими «туарегами», что и доказал в прошлом году Нассер аль-Аттия. Ныне гонщику из Катара пришлось доказывать нечто другое, так как на старт он вышел за рулем… «Туарега». Такие вот трансферы!
На сражении «Фольксвагена» и БМВ поначалу держалась главная интрига «Дакара-2010». Петерансель после четырех этапов лидировал. На пятом – поломка кардана, двухчасовой ремонт… и прощай, победа. Двухчасовое отставание от нового лидера, Карлоса Сайнса, сохранилось вплоть до финиша. С этого момента «Фольксваген» оккупировал всю зону подиума. И, как оказалось, окончательно.
Странная погода в Андах и пустыне Атакама – внезапные туманы, ливни, разливы рек, зыбучая пыль и жара под сорок вынуждали организаторов перекраивать маршрут, укорачивать скоростные участки. А по ночам собирать застрявших и заплутавших. «Туарегов» все это словно не касалось, и перемен в тройке лидеров больше не произошло. По большому счету скучная для болельщиков гонка. Аль-Аттия упорно поддавливал Сайнса, но не догнал – скорее всего, финишную расстановку определило руководство команды. И то верно: негоже двукратному чемпиону мира по классическому ралли из года в год терпеть поражение в «Дакаре». Дважды Матадор был близок к победе, но лишь с пятой попытки одолел «Дакар» (Сайнс выступает в ралли-рейдах с 2006 года).

«КАМАЗ» СНОВА ПЕРВЫЙ

Стартовавшие на грузовиках соперники большой угрозы не представляли, так что для команды «КамАЗ-Мастер» победа без Стейси и де Роя была предсказуемой. Краткие итоги: дистанция пройдена почти без запинок, все задачи (главная – командная победа) выполнены. Первое и второе места в зачете грузовиков – у экипажей Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова. Ильгизар Мардеев не замкнул тройку призеров из-за пятичасового штрафа за опоздание – столько времени занял ремонт двигателя на седьмом этапе.

ГУД БАЙ, АМЕРИКА?

По слухам, «Дакар-2011» вернется на историческую родину, в Африку. Хотя многие считают, что у южноамериканского варианта есть преимущества. Карлос Сайнс, в частности, говорил: «Здесь очень много зрителей. Это огромный плюс – гонщикам понятно, для кого они стараются. И с точки зрения рекламной отдачи, полагаю, такой «Дакар» более предпочтителен». Некоторые утверждают, что трассе по Аргентине и Чили интереснее и разно­образнее, чем африканская. Другие возражают: как раз наоборот.
Мнение Семена Якубова, руководителя «КамАЗ-Мастер»: «Все серьезные команды поедут на «Дакар» куда угодно. Какой континент – не имеет значения. Лишь бы было много песка». Официальной же информации о будущем «Дакаре» пока нет.