Сползание ремня ГРМ со шкивов на двигателях
ВАЗ – тема не новая, но по-прежнему актуальная. Опытом делится Анатолий Вайсман.

Ремни ГРМ на двигателях ВАЗ могут убегать с рабочего места и изнашиваться о реборды роликов. Приемы борьбы с этой бедой разные. О простых, недорогих, но вполне надежных мы рассказывали еще в декабре 2005 года. Но пушкинскую строку «опыт – сын ошибок трудных» я вспоминаю часто.
…Вывалив на стол связку обглоданных по краям ремней, пожилой хозяин ВАЗ-2115 поведал: «Тысяч до сорока проблем не было, но ремень – штука коварная, и перед отпуском решил на всякий случай его заменить. Новый проверил тысяч через пять – и обалдел: ремень тощ и ободран по краю. Я в сервис! Поставили новый ремень, ролик, помпу, а результат тот же. Поехал к другим мастерам – и снова ремень сгрызло! Кинулся к третьим. А теперь надежда на вас…»
От такой предыстории я спиной ощутил сквознячок – что-то не так. Приступили к делу. Ремень терся о реборду со стороны двигателя. Дело для нас не новое: к опорной шайбе между роликом и корпусом приклеили для первой пробы алюминиевую прокладку толщиной 0,12 мм. Расположили по науке, на середине дуги, по которой ремень огибает ролик. Результат превзошел все ожидания: ремень побежал в другую сторону намного резвей, чем должен! Неужели перестарались? Поставили прокладку вдвое тоньше – но ремень и с ней убегал от двигателя! На всякий случай проверили помпу и ролик – не помогло. Самое же удивительное ожидало нас, когда вернулись к исходному варианту, без прокладки: ремень, как заколдованный, продолжал упорно бежать от двигателя! Тогда я приклеил прокладку на диаметрально противоположной стороне шайбы. Вроде бы все вернулось к нормальной логике – ремень переметнулся к двигателю. Но с такой силой, что от кромки, трущейся о натяжной ролик, полетели блестки износа, закурилась пыль!
Попробовали другой ремень. Безрезультатно. Таких фокусов еще не было… И вдруг осенило: шайбу-то мы не проверяли. Измерил микрометром толщину: разница по диаметру до 0,1 мм! Видимо, на первых 40 тысячах шайба стояла удачно – владельцу просто повезло. Ремень мы усмирили – просто поставили новую, ровную шайбу.
Как показывает опыт, надо строго следить и за натяжением ремня. Ослабленный, он норовит сползать из-за малейшего дефекта роликов, что, к сожалению, встречается нередко. Следя за поведением ремня на работающем двигателе, опытный мастер мигом определит нужную толщину прокладки. Соблюдая осторожность, отожмет плоским ключом ремень от реборды – и оценит, как быстро ремень сползает на прежнее место. Естественно, чем быстрее, тем толще нужна прокладка. Остальное – дело навыка. Если правильно натянутый ремень при работе остается там, куда поставили, цель настройки достигнута.
При замене ремня, отработавшего срок, советую сразу менять и ролик – много на нем не сэкономите. Если хочется оставить прежний, проверьте люфты подшипника и его шум. Сомнительную деталь замените! У нового подшипника стоит заранее снять крышку и пополнить смазку.
Ремень полуторалитровых 16-клапанных моторов ВАЗ «убегает» реже, чем у 8-клапанных, но у первых серьезный минус: при обрыве ремня, как правило, гнутся клапаны, а бывают разрушения и пострашней! С ремнями 1,6-литровых моторов проблем вроде бы меньше – если верить АВТОВАЗу, у них встреча клапанов с поршнями маловероятна. От этой беды не застрахованы также иномарки.
При первом же опыте с 16-клапанным мотором ВАЗ-2112 мы попытались воспользоваться уже известными приемами, разве что дистанционных шайб между роликами и блоком здесь нет. Компенсирующую прокладку наклеили прямо на головку. Сделали – а результат нулевой. Потом озарило: перекашивать нужно оба ролика – и натяжной, и поддерживающий. А так как они вращаются в разные стороны, прокладки под роликами должны располагаться симметрично: если ремень убегал в сторону двигателя, подкладываем их с внутренней стороны каждого ролика (на виде сверху оси вращения роликов будут «расходиться» от двигателя). В противном случае ставим прокладки с наружной стороны роликов.
Сегодня рынок предлагает огромную гамму ремней – простых и «усиленных», дорогих и не очень. Бывает, попадаются и вовсе бракованные. Если после всего-то 500–1000-километрового пробега ремень вытянулся, бьется о защитный кожух, сразу его меняйте. Не ждите беды!