Может ли «Калина» на равных сразиться с серьезно заряженной иномаркой? А если за рулем блондинка? Не спешите с ответами, хотя на первый взгляд они очевидны. Мы нашли особую «Калину» и особую блондинку. О ходе необычного поединка рассказывает Вадим Крючков. Фото: Александр Батыру.

Более точная формула дуэли – заводской тюнинг против чистокровного спортсмена. Или: машина мощная, но универсальная против узкого специалиста. А коли сравнивать собираемся хотя и горячие, но небольшие автомобили В-класса, которые принято считать женскими, в оценке нам поможет девушка – мастер спорта, победитель Кубка России по ледовым гонкам Татьяна Елисеева. Пока пилот тестирует машины на упражнении «змейка», представим участников состязания.

ИНОМАРКА ПОЛУЧАЕТ ФОРУ

Честь горячего хэтчбека заводского производства защищает «Рено-Клио Спорт». Не машина, а маленький зверь. Под капотом взрывной 2-литровый атмосферник мощностью 197 л.с. Коробка передач 6-ступенчатая синхронизированная с очень короткоходным и точным механизмом переключения. Тормоза дисковые по кругу. Причем спереди – суппорты от именитой «Брембо». Серьезный аппарат, способный набрать сотню за 6,9 с и разогнаться до 215 км/ч. Добавьте сюда эталонную управляемость, благородный рык выпуска, полный набор систем, обеспечивающих комфорт и безопасность. Что противопоставит этому снаряду конкурент? Второй участник – раллийная «Лада-Калина». Это тренировочный инвентарь Татьяны. По уровню подготовки – почти серийная машина. Двигатель 16-клапанный объемом 1,6 л.

Доработок немного: иные распределительные валы, форсунки, дроссельная заслонка, программа управления. Выпуск стандартный, с нейтрализатором, только вместо штатного глушителя небольшой бочонок. Мощность возросла со штатных 98 до 122 л.с. Скромно, иной мотор после тюнинга выдает больше. Но, увы, таков технический регламент данной раллийной группы. Корзина сцепления серийная, а вот диск – с накладками из металлокерамики. Тормоза тоже до боли знакомы: сзади барабанные, спереди дисковые. Отличие от машин с конвейера – иной производитель дисков и колодок.

Еще один штрих – в подвеске нет сферических шарниров, втулки и сайлент-блоки остались на месте. По сути, главные отличия боевой «Калины» от тех, что ездят по дорогам: каркас безопасности, регулируемые амортизаторы «Профлекс» и 5-ступенчатая кулачковая коробка передач с главной парой 4,3 и механической блокировкой дифференциала. Посмотрите на краткие технические характеристики – цифры говорят о том, что у иномарки явное пре­иму­щество и «Лада» должна проиграть по всем статьям. А теперь обратимся к результату, показанному Татьяной на «змейке». Напоминает боевую ничью!

ТАКОЙ РАЗНЫЙ АДРЕНАЛИН

Действительно, на плотной «змейке» чуть быстрее «Рено», на расставленной – «Калина». Победа иномарки за явным преимуществом не состоялась. Да, у «Рено» в полтора раза больше мощность, зато «Лада» почти на 200 кг легче. Мало того, «россиянка» мгновенно откликается на нажатие педали газа, а «француз» берет небольшую «экологическую» паузу. Оба мотора наиболее полно раскрывают свой потенциал на высоких оборотах, но «Лада» все же чуть лучше едет «снизу». И этого достаточно, чтобы свести поединок к ничьей. Во всяком случае в объективных показателях. Что касается ощущений – небо и земля!

Плотную «змейку» иномарка с заточенной под асфальт подвеской преодолевает играючи. Вялый отклик на педаль газа не мешает, поскольку упражнение выполняется в большей степени рулежкой. «Калина» же пугает кренами и заставляет пилота основательно попотеть: ее приходится «отлавливать» при объезде каждой фишки. Но вот расстояние между конусами увеличили в два раза – ситуация поменялась! Ходовая «змейка» требует поды­грать газом, и здесь «Клио» просит работать акселератором на опережение (временами чересчур большое).

«Лада», напротив, кренится меньше и позволяет без проблем пользоваться тягой. При этом иномарка остается комфортабельной и негромкой, а «Калина» демонстрирует весь диапазон гоночных звуков – выпуска, вибраций, клацания коробки передач. Настоящий спорт подразумевает спартанскую атмосферу для водителя, и российский автомобиль создает ее в полной мере. А есть условия, где ничьей не будет? Конечно! Раллийная машина хотя и имеет право передвигаться по дорогам общего пользования, но слаба на автобане. На скоростях выше 160 км/ч сочный двигатель «Рено-Клио Спорт» вне конкуренции.

Там же, где надо покинуть асфальт и мчать по гравийным спецучасткам, раллийная «Калина» в своей стихии. Здесь по-настоящему проявят себя гоночные амортизаторы, блокировка, кулачковая коробка передач. Впору вспомнить Козьму Пруткова: «Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння». «Калина» полностью раскрывается на раллийных допах, куда путь гражданским машинам заказан, однако для повседневной жизни малопригодна. «Клио» хорош в ежедневных поездках, но вот насладиться им в предельных режимах сможет далеко не каждая девушка. И не каждый мужчина! Да и где – на обычных отечественных дорогах?

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Татьяна ЕЛИСЕЕВА, мастер спорта:

«Гоночный автомобиль предназначен для езды на грани возможностей. В этом его главное отличие от заряженного серийного. Аскетичное убранство, характерный шум двигателя и трансмиссии, спортивные сиденья и плотно затянутые шеститочечные ремни безопасности «Калины» дисциплинируют и настраивают на быструю езду. Конечно, у «Лады» много недостатков, зато в содержании она дешевле. Из тех же соображений перспектива жестяно-сварочных работ в случае ошибки пилотирования не является сильно сдерживающим фактором. «Рено» прекрасно сбалансирован. Это сегодня, наверное, один из лучших горячих хэтчбеков В-класса.

Понравились мотор, коробка передач, подвеска, тормоза. Автомобиль вполне пригоден для каждодневных поездок, при этом по динамике и управляемости на асфальте у него не так много соперников. Критика лишь по двум позициям: запаздывания при нажатии на педаль газа и, как ни странно, мне показался слишком мягким ремень безопасности. Ему бы чуть жестче преднатяжение, чувство автомобиля было бы лучше».

ЧТО ТАКОЕ ГРАДУСНИК ЭМОЦИЙ

Практика показала, что субъективная оценка автомобиля порой важнее парадных цифр. Далеко не рекордная малолитражка иногда способна подарить больше удовольствия от вождения, чем спорткар. Но как сравнить впечатления? Предлагаем свою систему – своеобразный градусник. За условный нуль принимаем уровень эмоций, которые дарят, скажем, серийный «Рено-Логан 1,4» или «КИА-Спектра». Это ни хорошо ни плохо – автомобиль честно выполняет свою работу, не вызывая восхищения или неудовольствия. За максимальные 10 баллов примем такой уровень восторга, при котором недостатки не берутся в расчет, а человек бежит в банк брать кредит на машину мечты. В минимальные минус 2 балла оценим негатив, при котором о поездке хочется поскорее забыть, а один вид автомобиля вызывает впоследствии подсознательный страх.