Семейство «логанов» давно популярно в нашей стране благодаря доступной цене, неприхотливости и очень просторному салону. А недавно в нем вдобавок появились версии с заводским газобаллонным оборудованием.

Мотор «Логана» известен экономичностью и к тому же довольствуется «92-м» бензином. Тем не менее, «логановоды», которые много ездят, – прежде всего таксисты – стремятся установить на свое авто газобаллонную аппаратуру. Правда, переделка чревата потерями. Если машина новая, придется распрощаться с заводской гарантией. Качество выбранной газовой системы и особенно работы установщиков может оказаться низким. А еще возможны сюрпризы при регистрации переоборудования в ГАИ, если горе-мастера вместо положенного сертификата подсунули вам филькину грамоту…
Теперь покупателям новых «логанов» не страшны эти проблемы – ведь с прошлой осени версии «под газом» предлагает сама компания «Рено». Седаны, хэтчбеки «Сандеро», универсалы и фургоны MCV оснащаются ГБО прямо на заводе. Аппаратура четвертого поколения – итальянская (фирмы «Ланди Ренцо»), а ее размещение на автомобилях продумано инженерами «Рено» с учетом всех нюансов конструкции. Заводское качество установки сразу заметно – гаражной кустарщиной здесь не пахнет ни в переносном, ни в прямом смысле. Заправочный клапан выведен под лючок бензобака, а наши передельщики, чтобы попроще и побыстрее, обычно вставляют его в бампер или в крыло, т.е. в места, наиболее уязвимые даже при легких столкновениях.
Тороидальный 42-литровый баллон занял место запаски. Вместо нее – набор для экспресс-ремонта шин. Решение не совсем подходящее для наших дорог, а для глубинки и вовсе неприемлемое. Но это извечная дилемма ГБО: обычно приходится жертвовать либо запаской, либо объемом багажника.
И хотя газовые машины нацелены преимущественно на работу в городе, где шиномонтажи – в изобилии, для владельцев «Логана» и «Сандеро» с шильдиком GPL пожелание «Ни гвоздя!..» особенно актуально.

ПРОПАН ЕМУ ПО НРАВУ

Управление работой газовой системы полностью возложено на электронику – никаких дополнительных манипуляций от водителя не требуется. Мотор пускается всегда только на бензине, а после прогрева до минимальной рабочей температуры автоматически подключается «газоснабжение» (снаружи этот момент можно определить по характерному тихому стрекоту газовых инжекторов). Так же автоматически система перейдет обратно на бензин, если в баллоне закончится газ. Переключением с одного топлива на другое можно управлять и самому – кнопкой на небольшом пульте, врезанном в тоннель возле рычага КПП. Там же – очень приблизительный индикатор остатка топлива в баллоне: дело не только в его малоинформативной шкале, но и в нестабильном давлении сжиженного газа: зачастую через 10-20 минут после начала движения индикатор высвечивает на одно деление больше, чем при пуске. Поэтому о расходе пропана судить сложно, ведь трип-компьютера на газовых «логанах» нет даже в высших комплектациях.
Динамика на газе малоотличима от бензиновой, тем более, что двигатель «Логана» флегматичен от рождения: его приоритеты – экономия и экология, а не спортивные амбиции. Зато сразу заметно, насколько тише и мягче работает мотор, – пропан ему явно по нраву…

ВЫИГРЫШ ГАРАНТИРОВАН

Версии «логанов» с ГБО дороже бензиновых на 8400 грн (в частности, цена «пропанового» универсала MCV стартует с 131 900 грн). Установка газовой аппаратуры такого же уровня в сторонней фирме обойдется с регистрацией в ГАИ в 6000 – 6500 грн. Заводской вариант выходит на пару тысяч дороже, но исключены упомянутые выше риски и сохраняется гарантия. Да и дополнительных хлопот никаких, а ведь время – тоже деньги.
Как быстро окупит себя машина «под газом»? Только на топливе при нынешних ценах она экономит своему владельцу в среднем по 11–14 грн на каждые 100 км пробега (см. табл. 1). Кроме того, «Рено» двое увеличила межсервисный пробег для автомобилей с ГБО, начиная со второго ТО на 30 тыс. км. Первые три визита на сервис для газовых машин чуть дороже, но зато все остальные начинают приносить выгоду.
В итоге газовая версия окупается при пробеге около 60 тыс. км, после чего начинает привозить выигрыш. Не астрономический, но верный: за вычетом разницы в стоимости машин – от 1600 до 4800 грн к 90 тыс. км (табл. 3). Для тех, кто проезжает столько за год-другой, далеко не пустяк.

Автомобиль на тест предоставлен компаниями «Рено Украина» и «Арма Моторс».