Многие технические решения, использованные для подготовки гоночного «Рено-Сандеро», можно заимствовать для тюнинга гражданских машин.

Смотрите, как это делают. Конвейерный автомобиль в не самой бедной комплектации почти полностью разбирают – из салона удаляют обивки, сиденья, шумоизоляцию… Их место занимают сугубо гоночные атрибуты: каркас безопасности, сиденья-«ковши» и «парашютные» ремни безопасности. По такому принципу создают «кабинку» автомобиля для кузовной серии – и таким же образом подготовили «Рено-Сандеро» для «Гонки звезд «За рулем», состоявшейся в феврале в подмосковном Тушино (www.zr.ru/a/124874). В его интерьере о гражданском прошлом напоминает только панель со стандартными приборами, кнопками и переключателями. Это самый гуманный вариант переделки: в машинах посерьезней от панели остаются лишь фрагменты былого, дополненные консолью с тумблером «массы» и кнопкой стартера.
Мотор гоночного «Сандеро» заводится, как и серийный, поворотом ключа в замке зажигания. Остальные гоночные комплектующие, от которых напрямую зависит безопасность пилота и пассажира (машины использовались и как гоночное «такси»), монтируют в обязательном порядке. Сидушки, руль и накладки на педали – от итальянского поставщика «То­ора Компетиционе». Они такие же, как на раллийных «логанах». Никаких привычных регулировок нет: сиденья подгоняют под конкретного пилота, а крепят болтами к специальным переходникам. Нижние лямки ремней «Орека» тоже крепят к кузову болтами – для этого в днище вварили гайки. Верхние, плечевые лямки продеты через отверстия в спинке «ковша» и зафиксированы на поперечине каркаса безопасности. Каркас, в отличие от тех, что для «логанов» поставляет все та же «Тоора», сварен во Владимире специально для «Сандеро». Если во французских седанах передние дуги не достают до передней панели, то здесь ее пришлось кромсать, чтобы сделать клетку более безопасной.
Двери – без стандартных обивок: арматура прикрыта легким пластиковым листом, в котором оставили ниши для стандартных ручек. Электростеклоподъемники демонтировать не стали, сохранили и управление ими – стандартные клавиши на консоли. Приборы также не претерпели изменений: тахометр изначально размечен до 7000 об/мин, а мотор, собственно, больше и не раскрутишь.
Почему? Не станем забывать, что «Сандеро» – гоночный автомобиль начального уровня, сверхвысокой отдачи от него ждать не приходится. В прошлогодней «Гонке звезд» участвовал экспериментальный «Логан» с 16-клапанным мотором, который построили на базе обычного восьмиклапанника. Но тогда благодаря измененным впуску и выпуску, оригинальному блоку управления, созданному питерской фирмой «Абит», удалось снять около 140 л.с. А мотор «Сандеро» почти не отличается от обычных серийных. Двигатель хорош на «низах», но не любит высоких оборотов – программу управления пришлось чуть подкорректировать, и теперь он легко раскручивается до 6500 об/мин и выдает под 110 л.с.
И все же ощутимая прибавка в динамике – в большей степени заслуга коробки передач. На гоночном сленге она называется кулачковой. Заглянув под капот, увидишь совершенно стандартный корпус, но в нем начинка французской фирмы «Садев»: изменены передаточные отношения всех пяти ступеней, а вместо синхронизаторов установлены кулачковые муфты. «Сандеро» с такой коробкой набирает скорость моментально – только успевай переключать передачи. Чтобы стало понятнее: на прямой трассы «Гонки звезд» в Тушине, где серийный автомобиль на третьей передаче набирает лишь 120 км/ч, гоночный хэтчбек несется уже на пятой почти в отсечке, а это верные 140 км/ч!
Залог быстрого старта – самоблокирующийся дифференциал. Он не позволяет колесам провернуться даже на скользком покрытии, а в поворотах добавляет остроты. Если обычный переднеприводник под сброс газа норовит выставить заднюю ось в занос, то боевая машина на спортивном шипе плывет наружу. С добавлением же газа начинает ввинчиваться в поворот.
С такими особенностями мы периодически сталкиваемся на тестах «заряженных» машин: уберите из этого «Рено» каркас, омологированные сиденья и профессиональные амортизаторы – и автомобиль превратится в тюнинговый. Как знать, не захотят ли владельцы серийных машин повторить путь преобразования гоночного «Сандеро»?

Вадим КРЮЧКОВ, зав. отделом спорта ЗР:
«Хэтчбек сильно отличается от седана в спецификации «Логан кап». Корма легче, и это чувствуешь с первых метров после старта. Но не развесовка главное: здесь не синхронизированная коробка, а кулачковая, да еще с блокировкой дифференциала. Плюс специальная обувка – шины с боевым шипом. С ними поначалу испытываешь восторг, как от новой игрушки для взрослых. Разгоняешься очень быстро, в поворотах непривычный «держак», передачи втыкаются почти мгновенно. А спустя несколько кругов по трассе «Гонки звезд «За рулем» понимаешь: твой стиль управления далек от идеала. Словно биноклем колешь орехи: цель достигнута, но способ чересчур коряв.
Аппарат с почти серийным мотором, но все же от автомобилей, что ездят по обычным дорогам, он ушел очень далеко… Стоп, надо вспомнить, как в звездных состязаниях на этой же машине ездил фирменный пилот «Рено» Виталий Петров. Все видели: тренированный гонщик на боевом «Сандеро» может мчать по ледовому треку очень быстро.
Следующая попытка совладать с гоночной техникой – теперь все пошло лучше. Рулевое колесо в этом автомобиле только задает направление движения. Коррекция сносов и заносов не его стихия. Зачем крутить баранку, если достаточно правильно отработать газом? На льду блокировка дифференциала – великая штука: тяга ведущих колес позволяет втянуть машину в поворот и удержать на дуге или, скажем, пройти вираж с опорой на снежный бруствер. Итог пробной поездки – понимание того, что на «Сандеро» освоить ледовый арсенал приемов управления, в принципе, можно… Непонятным осталось другое: как спортсмены кучей, борт о борт, умудряются заезжать в поворот?! Тут и одному, когда на спидометре за сто двадцать, трасса кажется безумно узкой и тесной…»