Неопределенность статуса аннексированного Российской Федерацией Крымского полуострова породила неразбериху в юридическо-правовых отношениях. Жертвами, как водится, становятся простые автомобилисты. Разбирался в проблеме Дмитрий Романенко.

Крымчане, поспешившие сменить автомобильные номера на российские, могут столкнуться с большими проблемами на материковой части Украины. Крымские машины с российскими номерами украинские таможенники на материк не пропускают (ссылаясь на некую инструкцию Кабмина), а автомобилисты, умудрившиеся туда все-таки попасть, рискуют вообще остаться без железного коня.
В этом смысле показательна история Сергея Бобнева из Феодосии. Счастливый обладатель свежеполученных российских номеров с номером крутого региона 777 (Москва), решил съездить к сестре в Николаев. А чтобы не испытывать судьбу на украинской таможне в Херсонской области, сделал немалый крюк, включающий паромную переправу из Керчи в Тамань, и въехал в Украину со стороны Ростовской области.
Но уже под Николаевом, был остановлен нарядом ГАИ, который конфисковал машину и отправил ее на штрафплощадку. Дело в том, что «Форд» Бобнева числится в базе Госавтоинспекции совсем под другим, украинским номером. И официально с учета он, естественно, не снимался.
Пришлось Сергею возвращаться поездом в Феодосию, собирать необходимые документы, подтверждающие право собственности на машину и ехать назад, в Николаев. Машину спустя пару недель ему все-таки вернули. Но исключительно по доброте отечественного ГАИ.

map-krasnodar-kerch-cp

«Если вы на свою машину просто повесили другие номера, то вас рано или поздно обязательно поймают, – объяснили в Департаменте ГАИ Украины. – Стоит только «пробить» автомобиль по нашей базе, чтобы моментально выяснить, что госномера и номер кузова не совпадают. Со всеми вытекающими для владельца машины-двойника правовыми последствиями».
Легальный выход из сложившейся ситуации для крымчан всего один: приехать в Украину и снять свою машину с регистрации. Или написать заявление, что транспорт переводится под юрисдикцию другого государства. И только тогда авто будет выведено из украинской базы.
Второй случай произошел с гражданином Украины, киевлянином Сергеем К., рискнувшим поехать в Крым на своей «Тойота-Королла». Хорошо отдохнув и изрядно загорев, путешественник двинулся в обратный путь. Однако, на выезде из Крыма, был остановлен российским ГИБДД по причине отсутствия у него талона о прохождении обязательного в России технического осмотра. В результате, машина была отправлена на штрафплощадку, откуда затем исчезла в неизвестном направлении. Что делать в этом случае гражданину К., оставшемуся без своего железного коня – подавать в суд на ГИБДД России, обращаться в украинскую страховую? И есть ли у него шанс, если не вернуть машину, то хотя бы получить денежную компенсацию?

Комментарий

Сергей Бунин, юрист

Необходимость функционирования системы техосмотра декларирована в статье 39 Венской конвенции от 13 ноября 1997 года «О принятии единообразных предписаний для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров».
Однако и в российских, и в украинских ПДД отсутствуют нормы о предъявлении талона техосмотра при международном движении: предъявлять документ, подтверждающий техническое состояние автомобиля, требуется лишь при международной перевозке пассажиров и грузов.

most-kerch-cp

  В России активно обсуждают, что строить через Керченский пролив – мост или туннель. Вопросы наведения порядка на границе полуострова с материковой Украиной оставлены на потом. В результате для некоторых украинских автомобилистов Крым уже стал Островом Потерянных Автомобилей.

В частности, для автомобилей массой свыше 3,5 тонн Венской конвенцией предусмотрено наличие у водителей действительного, надлежащим образом заполненного международного сертификата технического осмотра (МСТО) – этот документ перевозчикам выдает уполномоченный административный орган.
Что касается российского законодательства, пункт 2.2 ПДД РФ предписывает водителю, участвующему в международном движении, «иметь при себе регистрационные документы на данное транспортное средство (при наличии прицепа – и на прицеп) и водительское удостоверение, соответствующие Конвенции о дорожном движении», а на автомобиле – номерные знаки и знак государства, в котором автомобиль зарегистрирован.
Аналогичный набор документов для международного движения предписывают и ПДД Украины. Украинцам, выезжающим в Россию, нет смысла проходить техосмотр в другой стране, когда есть страховка. Такая процедура также не пре дусмотрена международным правом.

Комментарий

Игорь Юдин, юрист

Крымский водитель оказался жертвой «переходного периода». При отсутствии согласованного решения о статусе Крыма на украино-российском межправительственном уровне каждая из этих стран имеет свою точку зрения о государственной принадлежности полуострова. В результате и Украина, и Россия считают Крым своим и пытаются юридически закрепить свое право на спорную территорию. Российская Федерация официально дала Крыму статус своего субъекта. Украина, не имея возможности физически влиять на ситуацию в Крыму, приняла Закон «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины». Статья 9 этого закона декларирует, что все органы власти Крыма, созданные и работающие не по украинскому законодательству, а также все решения, которые они принимают, являются незаконными.

20-terrano-new_zr-06-14

Таким образом, с точки зрения украинского законодательства сам факт перерегистрации транспортного средства в Крыму является незаконным. Кроме того, рассматривая зарегистрированный в Крыму автомобиль как транспортное средство на украинской регистрации, сотрудники украинской ГАИ вполне логично предъявляют водителю претензии по поводу неукраинских номерных знаков. Выявить такой автомобиль в потоке большого труда не составляет – всем известно, что Крыму дали серию «777». Больше того, исходя из упомянутого выше закона Украины, претензии к водителю можно предъявлять, даже если бы он написал заявление о переводе транспортного средства под юрисдикцию другого государства. Закон-то требует считать незаконным оформление транспортного средства в Крыму представителями российского государства! При этом не следует забывать, что фактически на сегодняшний день все жители Крыма находятся под юрисдикцией Российской Федерации. Соответственно, рано или поздно все их транспортные средства должны быть перерегистрированы по российским требованиям, иначе возникнут проблемы с эксплуатацией транспортных средств в Крыму. Да и выехать в Украину на «по-украински» зарегистрированных машинах не получится – российская транспортная инспекция на границе не пропустит. Поэтому, к сожалению, на сегодняшний день жителям Крыма можно только посоветовать не въезжать на своих транспортных средствах на территорию Украины.

krym_nomer

 Три семерки на крымских номерных знаках выглядят завораживающе, и многие крымчане стремятся получить заветную табличку. Но магия цифр заканчивается при пересечении российско-украинской границы: на материке крымский автомобиль – лишь криминальный «двойник» такого же, но зарегистрированного в Украине.

По поводу ситуации с украинским водителем в Крыму – описанные действия сотрудников ГИБДД являются незаконными с точки зрения российского законодательства. В РФ действует федеральный закон от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этим законом предусмотрено, что талон о прохождении технического осмотра не выдается, а водитель получает на руки диагностическую карту, которая имеет определенный срок действия и, в основном, необходима при заключении договора страхования гражданской ответственности. При пересечении границы с Российской Федерацией любое украинское транспортное средство в обязательном порядке должно иметь договор страхования гражданской ответственности, действующий на территории РФ, думаю, что у нашего пострадавшего такой договор был. Правоотношения между сотрудниками ГИБДД и водителями с точки зрения соблюдения правил дорожного движения лежат в плоскости, регулируемой Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Статья 12.1. этого кодекса предусматривает ответственность за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра. Пункт 2 указанной статьи, регламентирующий ответственность за эксплуатацию транспортного средства, не прошедшего государственного технического осмотра, распространяется только на легковые автомобили такси, автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозок людей. Таким образом, у сотрудников ГИБДД не было оснований предъявлять какие-либо претензии водителю. Описанные дальнейшие действия полицейских совсем уж неправильные. При временном изъятии транспортного средства в обязательном порядке составляются необходимые документы – протокол об административном правонарушении (что и является основанием для задержания транспортного средства), протокол о задержании транспортного средства и т. д. В дальнейшем задержанное транспортное средство передается на хранение на специальную стоянку по акту приема-передачи. Таким образом, по документам всегда можно отследить кем, когда и кому был передан задержанный автомобиль. Если предусмотренная законом и нормативными актами процедура задержания транспортного средства не была выполнена сотрудниками ГИБДД, правильно было бы обратиться в прокуратуру РФ с жалобой на действия сотрудников ГИБДД.

От редакции

Самое страшное в создавшемся положении – то, что даже советы юристов мало помогут водителю в реальной ситуации на границе, когда у него попросту заберут автомобиль. Уже полно примеров, когда машину на украинских номерах при въезде в Крым или выезде из него отнимают вообще без объяснения причин. Легко ли возражать человеку с автоматом, аргументируя свою позицию Венской конвенцией? Наш совет таков: не пересекайте границу между двумя странами на автомобиле без жизненно важных на то причин! Представьте себе мысленно былинный камень с надписью «дальше поедешь – коня потеряешь». И представляйте его вплоть до нормализации отношений между двумя странами.