Загадочное для англосаксов слово «авось» в наших краях едва не самое популярное, оттого трескучий мороз многих застает врасплох. Подражая классику, Анатолий Вайсман скажет: «Зима – это время, когда даже убежденный Самоделкин подумывает, не занять ли очередь в сервис».

Если автомобиль обслуживается у дилера, вы вправе требовать, чтобы мотор до –25 ºC пускался нормально. Храбрые производители вроде АВТОВАЗа гарантируют успех даже до –27 ºC. И никакое шаманство, не предусмотренное руководством по обслуживанию, тут не допускается! Ехидные советы вроде «купи теплый гараж или хотя бы подогреватель» незаконны.

На то и гарантия, чтобы мотор штатно пускался как без дедовских утеплителей радиатора и капота, так и без современных бустеров, дополнительных аккумуляторов, эфирных и газовых баллончиков, присадок к маслу и добавок к топ­ливу. Мой приятель в морозные ночи укрывал горячий мотор парой ватников «еще с БАМа». Помогало. Но вот грянуло минус тридцать: мотор не завелся. Бежать к дилеру? Не спешите. Он вполне справедливо сочтет, что вы хотите ездить в условиях, на которые машина не рассчитана.

То ли дело кустарь-одиночка! Он может слить холодный тосол и залить кипяток, отогреть мотор паяльной лампой или электрофеном, всласть покатать машину на буксире. Может и «прикурить», если что. Вот только с буксира не всякую машину заведешь: пуск некоторых возможен лишь при выжатом сцеплении, а от скачков напряжения у иной электроники мозги сотрясаются. Так что, выходя на борьбу со стихией, освежите теорию.

Пуск промороженного двигателя – сложный переходный процесс, в ходе которого изменяются не только температуры деталей. Хуже то, что меняется испаряемость бензина. Пока он ледяной и впрыскивается в заиндевелые цилиндры, испарение очень слабое. Приходится подавать его больше, чтобы смесь паров с воздухом от искры загоралась, – а затем, по мере нагрева, снижать дозы. Идея гениально проста. Но как ее реализовать?

Слишком бедная смесь не горит, оттого с первого же пинка промороженный мотор не пустишь. Но и слишком богатая не горит. Для приготовления оптимальной в карбюраторах есть пусковые устройства. По тонкому умению пользоваться ими узнавали знатоков, большинство же от слова «карбюратор» шарахалось. Нынче в электронных системах впрыска вся игра скрыта в прошивках – и автолюбителю вроде бы незачем знать, как работает мотор. Но представим ситу­ацию: стартер крутит, а вспышек нет. Долго ли крутить?

Считается, что три неудачные попытки – это сигнал искать неисправности в других системах. Например, в свечах, возможно уже залитых топливом. Чтобы для сушки их не вывертывать, откроем дроссель полностью и включим на пять-десять секунд стартер. В это время форсунки закрыты, бензин не поступает, свечи продуваются воздухом. При закрытии дросселя форсунки включатся. Если зажигание в порядке, мотор заведется. А вот с карбюратором сложней: убираем подсос, затем медленно и до упора (чтобы не лил ускорительный насос) открываем дроссель, включаем стартер. Продув свечи, повторяем попытку
пуска. Правда, это не всегда спасает.

Известно: температуры разных свечей в конкретном двигателе существенно различаются. Одни нагреваются мало – такие называют холодными для выбранного мотора. Другие, горячие, перегреваются. Родные свечи вроде оптимальные, но по зимним дорогам многие люди ездят потихоньку, оттого и эти свечи нагреваются меньше положенного. На нижних конусах изоляторов откладывается несгоревший уголь – проводник тока. Отсюда утечки высокого напряжения, перебои – с ними пуск не состоится. Зимой лучше свечи погорячей. Но сначала попробуйте очистить родные и уменьшить на пару «десяток» искровые зазоры. Глядишь, перебои прекратятся.

Более серьезные проблемы так просто не решаются. Не следует начинать зимовку с неполадками в генераторе, стартере, топливном насосе, форсунках, с ветхим ремнем ГРМ или дефектами других приводов. Машина, которая и летом работала худо-бедно, зимой стопроцентно подложит свинью. На одном из снимков – масло в возду­шном тракте «Самары». Причина – намертво забитая отложениями система вентиляции картера. А клапаны, кольца, свечи, ДМРВ, РХХ, кислородные датчики и т. д. с маслом не дружат. На другом фото – дроссельное устройство «японки», настолько заросшее, что мотор и летом дергался в конвульсиях, а зимой сдался окончательно. Поняли, почему мы начали беседу темой «авось»?!

А как быть, если «ласточка» наконец ожила? Гонять мотор на месте, под окнами жилого дома, или сразу уезжать? Мое мнение: сознательный человек должен уехать. Авто в режиме прогрева – враг всего живого, сведем же потери к минимуму. Если километр-другой ехать без большой нагрузки, то современный двигатель на высококачественном масле прогреется прямо на ходу – быстро и без последствий.