Великий шелковый путь в средние века связывал Европу и Азию. Сейчас, когда взаимоотношения этих частей света приобрели особый оттенок, по схожему маршруту отправились на испытания прототипы гибридного «Рейндж-Ровера Спорт». | Производство Солихалл, Великобритания | Автор Ярослав Московка | Фото автора и «Ленд Ровер».

Быть лучшим – похвальное стремление. Причем для восхождения на подиум не обязательно первым стартовать: пусть рвутся и выдыхаются соперники. «Ленд Ровер» запасся попкорном и с учетом опыта и недостатков конкурентов создал свою вариацию на модную гибридную тему с громкой заявкой: сделать лучший в классе гибрид. И когда в британских лабораториях вызрел «Рейндж-Ровер Спорт Гибрид», азартные авантюристы решили и себя показать, и мир посмотреть – отправить прототипы в уникальный по протяженности, разнообразию и сложности пробег из Лондона в индийский Мумбаи. Более 16 тысяч километров по одним из самых тяжелых дорог мира – чем не лучший и, главное, самый реалистичный испытательный полигон? Когда-то «рейнджи» уже отправлялись в тяжкие марафоны на выживание: в 1969 году – по Африке, а в 1971-1972 годах – через всю Америку. Что ж, настала пора очередного подвига! И вот в долгий путь выдвинулись три гибридных новичка в сопровождении пяти «Дискавери», загруженных по самую крышу провиантом, палатками, инструментом и прочим скарбом путешественников.

silktrail_d11_059

Крымские проселки – первое бездорожье на пути колонны в Мумбаи. То ли еще будет!

Вышколенная Европа с идеальными дорогами и причесанным порядком – это скучно. А вот с Украины у британской команды уже начались настоящие приключения. Причем еще с самой границы – с томлением в беспорядочных очередях, сумятицей в оформлении да полным отсутствием цивилизованных удобств (стоит ли напомнить, по чему познается культура нации?). После вздохов облегчения от пограничного кошмара – сразу же удивленные придыхания от колоритной красоты Львова и недоуменные возгласы по поводу немыслимо разбитой брусчатки на его улицах: воистину, только на «рейнджах» по такой и колесить. Затем – долгий путь через Тернополь и Умань до Одессы сквозь ливень стеной да ямы чередой. А в Одессе к пробегу присоединился и экипаж наших журналистов.
От жемчужины у моря мы промчались до Севастополя, пыльными горными проселками пробрались к Ай-Петри и спустились к Ялте. Сейчас, когда выходит в печать этот номер, колонна гибридов уже прошла казахские и китайские пустыни и колесит по Индии: скоро финиш. Наши британские друзья бодро рапортуют: все идет по плану, без заминок, преград и, что примечательно, поломок.

Из чистых помыслов

Понятное дело, в интерьере у гибридного «Рейнджа» минимум отличий от обычного: иная комбинация приборов с «пауэрметром» вместо тахометра да клавиша включения экологичного режима EV. Бросается в глаза только суровая кнопка аварийного отключения электрики – но на то он и прототип, благополучно идущий к финишу своих испытаний.
На ходу тоже не сразу разберешь, в чем соль: шумоизоляция автомобиля настолько хороша, что момент пуска дизеля почти невозможно отследить. Разве что если уж очень бдительно прислушиваться к тому, как живет машина, то есть шанс ощутить совсем легкое вздрагивание двигателя при его старте и остановке. Про динамику премиумных авто когда-то лучше всего говорил бренд-соотечественник «Ленд Ровера»: она – просто достаточная. Вот и гибрид всегда достаточен в своем ускорении: 6,9 секунд с места до «сотни» и 218 км/ч максимума на этакой громадине вряд ли кого-то не насытят. Причем на все шесть чувств трудно обнаружить какую-либо разницу в разгоне по сравнению с «Рейндж-Ровером», оснащенным обычным ДВС.

silktrail_d10_064

«Рейндж-Ровер» и с гибридным приводом остается самим собой: на бездорожье ему мало равных.

Так ради чего же тогда затевался гибрид? Похоже, как и в случае с машинами конкурентов, его удел – оставаться экстравагантным предметом гордости для тех, кому польстит обладание чудом техники (тягу к экономии и заботу об окружающей среде отметем – даже на Западе владельцев таких авто эти проблемы мало волнуют). Если не бездумно давить на гашетку, а в дополнение к удовольствию от безупречных ездовых характеристик наблюдать за работой хитроумной электроники по пауэрметру, то рассекать просторы на гибридном «Рейндже» все-таки очень занимательно.
В отличие от других гибридов, здесь не нужны ювелирные операции с акселератором, чтобы заставить автомобиль ехать на чистой электрике, причем вовсе не с черепашьим ускорением. На педаль можно смело нажимать, а не дышать на нее: дизель подключится только на второй трети ее хода. Ну, или, конечно, при исчерпании заряда батареи. А он заканчивается непривычно скоро: полной зарядки хватает максимум на милю (1,6 км) при скорости не выше 60 км/ч. Зато батарея и пополняется настолько же оперативно: минуты
за три, а с торможениями – еще быстрее. Инженеры не покривили душой: рекуперация на этой машине
и в самом деле реализована значительно лучше, чем у одноклассников. Стоит лишь слегка начать притормаживать – и наблюдаешь, как стрелка заряда ползет вправо. Достаточно одного продолжительного спуска, чтобы зарядить батарею с нуля до полного.
Гибридная система с легкостью вытянула тяжелую машину с пассажирами и грузом на крутом подъеме
к Ай-Петри, причем любопытно, что запас хода оказался лишь на треть меньше, чем на равнине.
На бездорожье закономерно всегда активен двигатель внутреннего сгорания. А при скоростном движении на шоссе электрика постоянно дополняет тягу дизеля – и в результате, даже не отказывая себе в ярких эмоциях, нетрудно уложиться
в 7-7,5 л/100 км.
Серийные машины увидят свет в начале следующего года. Уже по прототипам можно судить, что гибридные «рейнджи» получились не менее незаурядны, чем грандиозный пробег, который они с честью осилили.

hybrid-system_01

Трижды первый

О технических нюансах автомобиля поведал один из разработчиков гибридного привода – инженер Саймон Джонсон.
Гибридный «Рейндж-Ровер Спорт» – трижды первый: первый гибрид в модельном ряду «Ленд Ровер», первый дизельный гибрид премиум-класса и первый гибридный вседорожник с алюминиевым кузовом.
С самого начала разработки мы опирались на трех китов: снижение массы, инновации привода и сокращение потерь энергии. Мы убеждены – за экотехнологиями большое
будущее, и «Ленд Ровер» отныне намерен активно их внедрять. Эта машина – первая ласточка: мы уже вовсю работаем над плагин-гибридом, который увидит свет через полтора-два года.
Основную роль в облегчении машины сыграл переработанный полностью алюминиевый кузов вкупе с легкосплавными элементами шасси – в сравнении с обычным «Рейнджем» он весит меньше на несколько десятков килограммов. Гибридный привод состоит из 294-сильного дизеля и последовательно соединенного 35-киловаттного электромотора переменного тока, интегрированного с 8-ступенчатым гидроавтоматом. Компактная батарея – литий-ионная, емкостью 1,76 кВт·ч, с жидкостным охлаждением и ускоренным циклом зарядки. Мы смогли ее сделать компактной и легкой: масса батареи всего 49,2 кг, а скромные габариты позволили уместить ее под полом салона внутри базы.
Интеллектуальная система управления приводом при минимуме энергозатрат берет максимум от обоих двигателей. В выигрыше – и экология, и поклонники активного вождения, ведь электромотор своими 170 Н·м заметно дополняет тягу дизеля, особенно на старте. Рекуперативное торможение – самое эффективное в классе. Обычно автомобиль почти не использует механические тормоза, а замедляется с помощью электрики, заряжая полученной энергией батарею.
Климат-контроль независим от ДВС – он запитан напрямую от высоковольтной батареи, причем ее же и охлаждает. Его энергопотребление минимально – меньше 5 кВт. Кроме того, на минимизацию потерь энергии работают особые шины со сниженным сопротивлением качению, облегченные генератор и трансформатор переменного тока повышенной эффективности.

Материал подготовлен при содействии компании «Виннер Автомотив».

[%GALLERY%]