Устанавливать шины с направленным рисунком протектора задом наперед формально не запрещено. Более того, бытует мнение, что такой вариант улучшает тормозные свойства автомобиля.

Проверить гипотезу мы взялись на «Ладе-112», обутой в летние шины «Амтел Планет Т-301» размерностью 185/60R14 с направленным рисунком протектора. А кроме собственно торможения задом наперед, проверим и другие параметры: скорость на переставке, расход топлива, управляемость, курсовую устойчивость, шум, плавность хода и проходимость. Каждое упражнение повторяем дважды: сначала при правильной установке покрышек, затем – «против шерсти».
На шинах, установленных как положено, «Лада-112» неплохо держится на прямой, только подруливается вяло. Небольшие замечания к комфорту: машина идет чуть жестче и шумнее, чем хотелось бы. Грунтовый подъем преодолеваем с некоторым напряжением, но почти без разгона.
С «перевернутыми» шинами машина держит прямую хуже – плавает по полосе. Плавность хода и шум не изменились. Грунтовый подъем преодолевается более уверенно – это первый плюс. На сопротивление качению ориентация рисунка протектора никак не влияет.
Отправляемся на переставку. Максимальная скорость, при которой этот экстремальный маневр удается на мокром асфальте, – лишь 67 км/ч: не хватает информативности. А на сухом, при 71,4 км/ч, углы поворота руля великоваты.
Теперь разворачиваем шины и вновь выполняем переставку. На мокрой дороге максимальная скорость маневра снизилась на 0,7 км/ч, поведение машины ухудшилось: реакция на рывок руля более вялая, увеличились углы поворота баранки, появился небольшой занос. На сухой дороге потери еще больше: скорость ниже на 2,3 км/ч, претензии к поведению те же, что и в мокром варианте, но более значимы. Увеличились углы поворота руля, усилился снос передка, при росте скорости появился занос, причем рваный, поведение машины неднозначное.
Приступаем к торможению на разном покрытии. На мокром асфальте осаживаем с 80 км/ч на грани блокировки, затем юзом с шестидесяти. На сухом скорость начала торможения выше – 100 км/ч, с заблокированными колесами – с тех же шестидесяти.
При развернутых колесах сокращения тормозного пути «на блоке» не происходит – результаты одинаковые! А при торможении без блокировки они хуже: на мокром асфальте для остановки требуется почти на полтора метра больше. На сухом тормозной путь увеличился более чем на полметра.

НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ

Главное – тормозной путь на шинах, установленных задом наперед, увеличивается. Неправильная ориентация осложняет управление при экстремальных маневрах, а также снижает скорость их выполнения.
Такая перестановка практически не дает выигрыша, разве что шины чуть лучше ведут себя на сухой грунтовке, хотя до вездехода все равно далеко. А на мокрой грунтовке и этого нет – протектор хуже самоочищается и быстро замыливается.
Поверье о пользе установки шин задом наперед практикой не подкрепляется. Ориентируйтесь по  стрелочкам на боковинах!