Большинство автомобилей, претендующих на звание быстрых, при разработке тестируют на «Северной петле» «Нюрбургринга». Как это отражается на характеристиках серийных машин, выяснил Александр Крючков на примере двух «опелей»: «Астры OPC» и «Корсы OPC».

Подразделение немецкой марки, отвечающее за спортивные модели, «Опель Перформанс Центр» (OPC), организовало тест-драйв своих автомобилей на мероприятии гоночной школы Scuderia S7. Помимо журналистов, приглашенных «Опелем», сюда съехалось около сотни любителей скорости со всей Европы. Машины собрали разношерстные – от горячих хэтчбеков до суперкаров. Первый день мы изучали конфигурацию: трассу разбили на шесть частей и участники, разделенные на группы, ездили за инструктором паровозиком. Поскольку после каждого отрезка приходилось возвращаться, нам выдалась уникальная возможность утюжить «Нордшляйфе» в обратном направлении.
Мое знакомство с «Петлей» началось на «Опеле-Корса OPC Нюрбург­ринг Эдишн». Его 1,6-литровый турбо выдает 211 л.с., и это не самый быстрый по местным меркам автомобиль. Однако его родство с «Нордшляйфе» чувствуется сразу: настройки подвесок позволяют уверенно держаться на траектории на неровных участках, тормоза остаются цепкими даже после нескольких кругов, а самоблокирующийся дифференциал помогает рано открываться на выходе из поворота.
Есть один нюанс, который я не мог заметить раньше: передаточные числа коробки подобраны именно под «Нюрбургринг», так что, учитывая эластичный мотор, извилистые участки трассы прохожу с минимальным числом переключений. «Корса» прекрасно справляется с ролью экскурсовода для изучения трассы – к обеденному перерыву я уже был готов угнаться за куда более мощными автомобилями. На вторую половину дня я поменялся с немецким коллегой, взяв себе «Астру OPC». «Корсу» же немец в скором времени, увлекшись, «убрал» в отбойник.

3627-0080
Управлять «Астрой» сложнее в первую очередь из-за возросшей скорости: 2-литровый турбомотор мощностью 280 л.с. позволяет разгоняться быстрее 200 км/ч в нескольких местах трассы. Рулить приходится аккуратнее и точнее. Ступени коробки передач длиннее, чем на «Корсе», и в некоторых поворотах приходится сбрасываться на передачу ниже. Зато тормоза такие же выносливые, при том что и торможения интенсивнее. В общем, порадовал общий баланс машины: несмотря на большую мощность в сочетании с передним приводом, «Астра» не страдает от недостаточной поворачиваемости, а отключение системы стабилизации практически не меняет ее характер.
Вечером сложностей добавила переменчивая погода. Из-за размеров кольца условия на нем меняются от участка к участку. Пока одна его часть совершенно сухая, на другой может лить дождь, – нужно быть готовым к этому и успеть перестроиться.
Второй день был отдан произвольной программе. Я уже запомнил траекторию и старался круг за кругом наращивать скорость. Одна беда: в боевом режиме бензин расходуется уж очень быстро, 56-литрового бака хватает примерно на шесть кругов. Под занавес мероприятия нам устроили мини-соревнование: проехать по трассе два круга с минимальной разницей во времени. Учитывая трафик, сделать это непросто: нужно то пропускать, то обгонять соперников, к тому же пришлось притормозить из-за аварии. Мой результат – 6 секунд разницы между кругами и 42-е место.
После полутора дней на трассе становится понятно, каким узлам автомобиля в дальнейшем стоит уделять повышенное внимание. Во-первых, это тормоза: частые замедления с большой скорости требуют исключительной стойкости к перегреву. Во-вторых, подвеска: машина обязана цепляться за покрытия различных типов и справляться с рельефом. Наконец, для достижения высокой скорости на выходе из поворота важен правильно настроенный «самоблок». По счастью, и «Корса», и «Астра» могут похвастаться всем вышеперечисленным – 10 000 испытательных километров, накрученных каждой OPC по «Нордшляйфе», не прошли даром.

Интересные факты

  • Трехкратный чемпион Формулы-1 Джеки Стюарт окрестил «Нюрбургринг» «зеленым адом».
  • Абсолютный рекорд нынешней конфигурации «Нордшляйфе» держится с 1983 года. Тогда немецкий гонщик Штефан Белофф показал на «Порше-956 С» время 6 минут 11,13 секунды.
  • Трасса опоясывает гору, на вершине которой находится средневековый замок.
  • В 2013 году стоимость проезда одного круга по трассе составляет 26 евро, за 1475 евро можно приобрести годовой абонемент.
  • По неофициальным данным, на трассе каждый год погибает несколько человек во время открытых сессий.
  • В 2009 году владельцы «Нюрбургринга» решили построить рядом с трассой зону развлечений, однако она стала причиной серьезных финансовых трудностей. В 2012 году «Нюрбургринг» был на грани банкротства, а в настоящий момент он выставлен на продажу за 165 млн. долларов.
04-opc-zr_-zr08_13

«Нюрбургринг»

«Нюрбургринг» знаменит «Северной петлей» (Nordschleife) длиной 20,8 км, сохраненной с 1927 года с минимальными изменениями. Популярна и трасса «Гран-при» (GP-Strecke) длиной 5,1 км, построенная в 1980-е годы. В настоящее время для большинства гонок высокого уровня, включая Формулу-1, используют более короткую конфигурацию. При этом «Северная петля» регулярно принимает различные соревнования, в том числе марафон «24 часа «Нюрбургринга». Автопроизводители используют эту сложную трассу для доводки дорожных машин, любят «Петлю» и гоночные школы. В свободные от мероприятий дни на ней проходят Touristenfahren – свободные сессии: любой за плату может про­ехать по трассе на своем автомобиле или мотоцикле.

Данные производителя

Модель

Opel Corsa

Opel Astra

1.4

OPC Nuerburgring Edition

GTC 1.8

OPC

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Время разгона 0–100 км/ч, c

11,9

6,8

10,7

6,0

Максимальная скорость, км/ч

180

230

200

250

ДВИГАТЕЛЬ

бензиновый

бензиновый

бензиновый

бензиновый

Расположение

спереди поперечно

спереди поперечно

спереди поперечно

спереди поперечно

Конфигурация

Р4

Р4

Р4

Р4

Рабочий объем, см³

1398

1598

1796

1998

Степень сжатия

10,5

8,8

10,5

9,3

Мощность, кВт/л.с.
при об/мин

74/101
6000

155/210
5850

103/140
6300

207/280
5500

Крутящий момент, Н·м
при об/мин

130
4000

250
2250–5850

175
3800

400
2500–4500

ТРАНСМИССИЯ

Тип

передне­приводная

передне­приводная

передне­приводная

передне­приводная

Коробка передач

М5

М6

М5

М6