Ибица – испанский остров в Средиземном море… и название компактной модели СЕАТа. На поиски автомобильных сокровищ в Испанию, правда, не на Ибицу, а на Пиренейский полуостров, на котором раскинулась благословенная страна, пустился Максим Сачков. Фото автора и СЕАТ.

ИСКРОМЕТНОСТЬ – ЧЕРТА НАЦИОНАЛЬНАЯ

На темпераментную тираду испанца по поводу машины я ответил неуверенным кивком… Многие жители страны искренне удивляются, почему приезжие не говорят на их языке. Впрочем, смилостивившись, он все так же эмоционально, но уже безмолвно стал разглядывать автомобиль. Спустя пару минут, указав на свой улыбающийся рот, произнес: «Боканегра!» (в переводе с испанского – «черный рот»).

Этот немолодой испанец, наверное, помнит модель «СЕАТ-1200 Спорт», названную «Боканегра». И вот спустя 34 года – второе рождение. Машина сделана на базе «Ибицы», а если совсем точно – из заряженных модификаций FR и «Купра», от которых «черноротик» (см. фото вверху) отличается, по большому счету, лишь некоторыми элементами интерь­ера и салона. Стоящая передо мной «Боканегра» – с начинкой от версии FR.

Быстрее скрыться в прохладном салоне от палящего солнца! Тело мгновенно находит нужное положение в удобном кресле, рулевая колонка, регулируемая в двух плоскостях, услужливо протягивает штурвал – я готов к покорению «Ибицы». Впрочем, c первых километров очевидно: больших усилий это не потребует – 150-сильный двигатель объемом 1,4 л с двойным наддувом и непосредственным впрыском топлива оказывается очень послушным, а 7-ступенчатая роботизированная коробка DSG служит ему надежной опорой в любых ситуациях. «Боканегра» плавно трогается с места и послушно плетется по загруженным приморским улочкам. Но стоит вырваться на простор, как этот дуэт мгновенно переходит с вальса на самбу и демонстрирует искрометность, свойственную танцам и автомобилям из Испании – двигатель умело задает темп, а его партнерша в такт отщелкивает передачи. Кстати, если хотите потешить свои водительские амбиции, лучше перевести DSG в спортивный режим – так и она работает расторопнее, и машина эффективнее тормозит двигателем. Иногда можно помочь умной технике, поиграв лепестками на руле.

Неблагоразумно ждать от компактной заряженной машины плавности хода представительского лимузина. Пружины здесь на 20% жестче, чем у «Ибицы» в версии «Спорт», под них настроили амортизаторы, дорожный просвет уменьшили на 5 мм, мощнее стал передний стабилизатор толщиной 19 мм вместо 18 мм. Нет, душу подвески не вытрясают, однако на ровном испанском асфальте трудно ощутить их достоинства и недостатки. Куда проще отыскать близ Барселоны тихие петляющие дорожки, где можно в полной мере оценить поведение «Боканегры».
Есть небольшие крены, но автомобиль неплохо удерживает траекторию. Стоит войти в поворот побыстрее, передняя ось норовит плавно соскользнуть с намеченного курса – и тут же за ней корма, компенсируя недостаточную поворачиваемость. Инженеры неплохо поработали над шасси, но стоит отдать должное и электронике. Кстати, теперь за примерным поведением заряженных «ибиц» следит система XDS, имитирующая блокировку межколесного дифференциала. Излишне быстро вращающееся колесо прихватывают тормозные механизмы, возвращая ему сцепление с дорогой. Электронная блокировка, по сути, выполняет те же функции, что и механическая, но действует быстрее и мягче.

КЛАССИКА В ЖЕЛТОМ

Буквально вырвав ключи из рук распорядителя, бегу на стоянку. У меня есть еще несколько часов на самую дорогую и быструю «Ибицу-Купра». Первое поколение дебютировало в 1996 году, когда СЕАТ выиграл ралли в 2-литровом классе. Потому имя новорожденной сложили из слов – Cup Racing. А передо мной «Купра» уже пятого поколения да еще в традиционном для этой модификации цвете – желтом! Внутри все знакомо – явных отличий от «Боканегры» не нахожу, разве что надписи и знаки отличия модификации изменились. Даже как-то разочаровался – но лишь пока не тронул селектор 7-ступенчатой DSG. Сразу понял: у этого автомобиля характер куда тверже. Подняв планку максимальной мощности – здесь она достигается на 6200 об/мин – и увеличив давление наддува до 2,15 бар, в тот же 1,4-литровый двигатель загнали на 30 «лошадей» больше. Им явно не по душе плестись со скоростью черепахи – с места «Купра» срывается резко (поэтому в пробках с педалью газа надобно обращаться очень ласково). Но прибавка чувствуется и за чертой города – самая мощная версия «Ибицы» даст фору любой родственнице и на разгоне, и в максимальной скорости.

Отличия не только в динамике, но и в поведении на дороге. По сравнению с опробованной ранее «Боканегрой» (напоминаю: тот автомобиль – на шасси FR), подвески «Купры» еще менее комфортные. Жесткость передних пружин увеличили на 15%, уменьшили дорожный просвет на 5 мм, понизив центр тяжести. Оригинальные настройки получили амортизаторы и пружины задней подвески. Дорожные стыки ощущаешь куда явственнее, а острый руль при длительных пробегах по автобанам даже утомляет. Правда, вскоре понимаешь, за что платишь: при динамичной езде общаться с «Купрой» интереснее.

Любой испанец, увидев на дороге заряженный СЕАТ, радуется, будто нашел клад. Что же, эти сокровища должны вскоре появиться у украинских дилеров. Во что их оценят у нас, пока сказать сложно. Известны лишь европейские цены: 20 600 евро за FR и 22 500 евро за «Купру». За «Боканегру» просят еще 850 евро сверху. Недешево, но на драгоценности всегда приходится раскошеливаться.

КТО НА ИБИЦЕ ЖИВЕТ?

Промежуточным «пунктом назначения» между обычными «ибицами» и заряженными «купрами» стала модель FR (аббревиатура от Formula Racing). Третье поколение (на фото) выпускают мелкими сериями на заводе в Барселоне в трех- и пятидверном исполнениях. Спортивный облик модели придают оригинальные бамперы и пластиковый обвес, серебристые наружные зеркала, а также отдельные элементы интерьера.

Еще одна новинка – дизель с топливной системой «коммон рейл», который вслед за появлением на «Эк­сео», обновленных «Леоне» и «Алтеа» поселился и на «Ибице». Двигатель 1,6 TDI CR вытеснил из-под капота агрегат такой же мощности (66 кВт/90 л.с.), но объемом 1,9 л. Разгон до сотни и максималка от такой рокировки ничуть не пострадали (11,8 с и 178 км/ч соответственно), зато снизился расход топлива (в смешанном цикле с 4,5 до 4,2 л/100 км), количество вредных выбросов (двигатель соответствует перспективным нормам Евро V) и CO2 (119 против 109 г/км). Кроме того, тише стало в салоне – при частичных нагрузках уровень шума упал на 5–8%, а при полной – на 8–10%.