Себастьян Феттель, очень мощно начавший этот сезон, на днях отметил двадцать второй день рождения. В перерыве между этапами пилот команды «Ред Булл», сохраняющий шанс стать самым молодым чемпионом Формулы 1, ответил на вопросы ЗР. Беседу вели Максим Гомянин и Сергей Зиновьев. Фото Red Bull.

– В начале карьеры у вас не было крупного спонсора. Наверное, это сильно мешало – например, в период выступлений в картинге?

– Я люблю автоспорт. Но если вы молоды и только начинаете, гонки обходятся вам весьма дорого. Когда я ездил в картинге, было очень трудно с финансированием. При переходе в младшую формулу проблема осталась. Позже у меня появился крупный спонсор – компания «Ред Булл», но найти оставшуюся сумму на сезон было все так же сложно. Впервые я перестал думать о бюджете, когда начал выступать в формуле 3.

– Год назад «Ред Булл» на большинстве трасс не мог составить реальную конкуренцию главным фаворитам – «Феррари» и «Мак-Ларену». Этой весной RB5 заметно их превосходил, причем без помощи двойных диффузоров, аналогичных тем, что использовали «Браун GP» и «Тойота». Это заслуга инженеров вашей команды или, скорее, неудача команд-соперниц?

– Думаю, новый регламент и был введен для того, чтобы дать шанс таким командам, как наша. Мы смогли приблизиться к записным лидерам чемпионата, но говорить о нашем подавляющем превосходстве слишком рано.

– В нынешнем году у вас совершенно новая машина и очень мало времени на тесты. Насколько трудно адаптироваться?

– Конечно, какое-то время на адаптацию понадобилось, но привыкнуть было нетрудно. Мы начали готовить автомобиль еще зимой, до начала официальных тестов, потратили очень много сил. И это окупилось, потому что, вы­ехав из боксов, RB5 сразу оказался очень быстрым. Новый регламент заставил команды эффективнее использовать время при подготовке машины в межсезонье и на тестовых сессиях. Мы как раз это и сделали, потому машина оказалась очень удачной.

– Ваша версия столкновения с Робертом Кубицей на первом этапе в Австралии: правы ли судьи, назначившие вам штраф?

– Думаю, они неправы. Но я уже забыл об этом инциденте.

– Два года назад в формуле «Рено 3,5» вы выступали в одной команде с Михаилом Алешиным. Вы довольно часто тогда выигрывали, у него сезон сложился хуже. Что мешало ему побеждать?

– Как гонщик, могу сказать, что сосредотачиваться надо только на собственном результате. Вы пытаетесь улучшить время на трассе, работаете с гоночным инженером и, конечно же, боретесь с товарищем по команде. Я думаю, это правильно. Михаил быстрый пилот, но в тот сезон нашлись причины, которые сбили его с нужного ритма. Это был не самый лучший чемпионат Алешина, но о подробностях лучше спрашивать у него самого, он расскажет намного больше.

– Можно ли превзойти или хотя бы повторить рекорды Михаэля Шумахера, или пришли другие времена? Речь, конечно, не о скорости круга на конкретной трассе, а о подиумах, победах, титулах…

– То, что сделал Михаэль, невероятно. Возможно, его результат так и останется лучшим навсегда. Что касается меня, я только третий год в формуле 1, да и выиграл-то пока всего две гонки. Так что в ближайшее время буду стремиться побеждать как можно чаще – и, конечно, хотел бы однажды стать чемпионом мира. А после этого… Кто знает, что может случиться!

– Серия GP2 сегодня считается школой высшего гоночного мастерства, ее чемпионы стали пилотами формулы 1. Вы этот турнир благополучно миновали. Как все-таки лучше для гонщика – попасть в формулу 1 через GP2 или же из иных младших серий?

– GP2 – самая близкая к формуле 1 гоночная серия: машины там очень похожи на болиды первой формулы, сопоставимы и физические нагрузки спортсменов. Это прекрасная школа для подготовки будущих пилотов формулы 1. Кроме того, гонки проходят на тех же трассах, что и этапы больших призов. И это важно: ведь перед тем, как сделать большой шаг, нужно набраться опыта. Однако в правилах не написано, из какого чемпионата можно сразу переходить в формулу 1. Действительно талантливые гонщики могут без труда привыкнуть к болиду королевских гонок, имея за плечами опыт лишь младших формул.

– Вы пьете напиток «Ред Булл» потому, что он от вашего спонсора, или потому, что он вкусный?

– Да он мне просто нравится! Но кроме «Ред Булла» пью еще особые напитки, которые готовит мой тренер.

Краткая биография

Себастьян Феттель (Sebastian Vettel)

Родился 3 июля 1987 года в Хеппенхайме, немец, холост.

Любовь к гонкам привил отец – владелец картодрома.

С восьми лет занимался картингом, к 2002 году был чемпионом Германии и Европы среди юниоров. Затем пришел в формулу БМВ: 2003 год – вице-чемпион, 2004-й – чемпион. Как ни странно, это пока единственный титул Феттеля в гонках формул.

Два года в Евросерии формулы 3 принесли ему лишь четыре победы и суммарное второе место в чемпионате 2006 года. Два неполных сезона в формуле «Рено» – еще две победы на этапах. И сразу – дебют в формуле 1 за команду «БМВ Заубер». Феттель заменил травмированного Роберта Кубицу на Гран-при США 2007 года, финишировал восьмым и оказался самым молодым пилотом, заработавшим очки в гонке формулы 1.

В 2008-м перешел в команду «Торо Россо» и стал самым молодым победителем Гран-при. 2009 год: в составе команды «Ред Булл» – один из фаворитов чемпионата мира.