В Уэльс на последний этап WRC минувшего сезона француз Себастьен Лоэб приехал уже в ранге победителя. Но это не отразилось на накале борьбы – решалась судьба командного титула. В результате он достался «Ситроену».

– Вы следите за своими рекордами? Здесь, в Уэльсе, одержана одиннадцатая победа за сезон. Раньше такого не удавалось никому…
– Я совру, сказав, что мне это неинтересно. Впрочем, по поводу одиннадцатой победы не особенно волновался. В конце концов, если бы ее не удалось одержать, рекорд все равно остался бы у меня. Тут важнее, что я ни разу до этого не выигрывал в Уэльсе.

– Таких гонок, где бы не побеждал Себастьен Лоэб, в чемпионате мира осталось совсем немного. Выиграть в Финляндии в этом году было, наверное, еще приятнее?
– Да, там все время побеждали только финны. Но не скажу, что для меня это оказалась какая-то особенная гонка. Знал, что могу там выиграть, поэтому важнее было опередить Микко Хирвонена. Мы боролись за титул, и любая победа была ценна.

– Как вы относитесь к грядущим изменениям регламента в WRC? С 2010 года вступят в силу требования Super 2000…
– Я все-таки надеюсь, что это будет не Super 2000. Многие просто не захотят гоняться на таких машинах. Они очень медленные и для чемпионата мира, по-моему, не подходят.
Думаю, нужно искать компромисс. Если же чиновники от автоспорта ничего не станут делать и введут класс S2000 в неизменном виде, я уйду из ралли.
– FIA тоже можно понять – все делается для снижения затрат…
– Понимаю, но нужно более взвешенно подходить к решению подобных вопросов. Например, в этом сезоне нас лишили права менять тип покрышек в ходе уикенда. Зачем это сделали? Здесь, в Уэльсе, на некоторых спецучастках был лед, шипованные шины лучше подходили для таких условий, но нет, менять резину запрещено! В итоге мы видели аварию Криса Аткинсона. Мне кажется, восстанавливать разбитые машины и лечить людей, получивших сотрясение мозга и переломы, куда дороже, чем потратиться на дополнительный комплект покрышек.
– В следующем году в чемпионате мира останется лишь дюжина гонок. Как оцениваете нововведение?
– Не имею ничего против сокращения числа этапов. В конце концов, будет больше выходных. Однако как выбирали гонки, которые останутся в календаре, – загадка. Странно, но организаторы исключили из расписания все мои любимые гонки. Мы не стартуем ни в Монако, ни в Германии, вместо этого по¬едем в Польшу, куда-то еще… Почему? У чемпионата мира должны быть традиционные этапы, как в Новой Зеландии или Монте-Карло. Это же визитная карточка WRC!
– Через два года один из этапов, возможно, пройдет в России…
– Вот это хорошо! Ее рынок важен для всех производителей. Командам будет интересно выступать в России. Главное, чтобы этап проходил летом. Помню, зимой на «Гонке звезд «За рулем» было очень холодно!

– Говорят, WRC сейчас в кризисе: заводских команд не так много, как раньше, а частные пока не могут надеяться на успех…
– Да, наверное, кризис есть. Очень важно, чтобы организаторы делали правильные шаги для привлечения новых команд. В этом сезоне дебютировала «Сузуки», но не могла бороться с нами. Значит, надо что-то придумать, чтобы уравнять шансы команд. «Ситроен» вовсе не хочет выигрывать все подряд. Нужны соперники, и чем больше и сильнее, тем лучше.

– В последнее время много пишут о ваших тестах в формуле 1. Нет ли желания перебраться в королевские гонки?
– Не знаю. При должной тестовой программе это, наверное, возможно. Скажем, если год потратить на подготовку, то почему бы и нет? Другое дело, что для формулы 1 я уже староват. Взгляните хотя бы на Себастьяна Феттеля – он на десять лет младше меня, а уже выиграл один Гран-при.
– Между тем инженеры команды Red Bull, в составе которой вы тестировались, были поражены, как быстро Лоэб освоился в автомобиле Ф1…
– Да, мне тоже показалось, что получилось неплохо. Хотя поначалу было сложно работать с электроникой. На руле формулы 1 очень много кнопок, но к концу дня я к ним привык и не допустил ни одной ошибки.

– Не планируете еще раз стартовать в «24 часах Ле-Мана»?
– Ле-Ман мне тоже очень интересен. Я выступал там в составе команды «Пескароло», но частной конюшне сложно бороться с «Ауди». Мне кажется, в Ле-Мане сейчас невозможно выиграть на бензиновом прототипе. Наверное, организаторам стоит предусмотреть какие-нибудь ограничения для автомобилей с дизелями.

– Пятикратного чемпиона мира еще может что-то испугать на трассе?
– На трассе? Сейчас, наверное, уже нет. Я знаю, что делаю, доверяю себе и штурману. Так что пугают меня совсем другие вещи.

– Что же может быть опаснее гоночного автомобиля?
– Велосипед! В ралли ни разу не получал серьезных травм, а как сел на велосипед – сломал плечо. Теперь близко к велосипедам не подхожу…

ДАНИЕЛЬ ЭЛЕНА,

штурман чемпиона мира

– Поделитесь впечатлениями об этапе в Уэльсе?
– Гонка выдалась очень сложная. Смотрите, какая погода. Условия на трассе отвратительные, скользко, грязно. А мы должны ехать на шоссейной резине. Это просто небезопасно. Вы слышали, что гонщики даже хотели устроить забастовку?

– Но, тем не менее, экипаж Лоэб – Элена снова первый. С вами Себастьен всегда выигрывает. В чем секрет?
– Просто я очень много делаю. Скоростную стенограмму читаю, а еще все время подсказываю пилоту, что да как. Ему, по сути, остается сущий пустяк – правильно рулить.

– А как вы относитесь к экспериментам Лоэба на трассе формулы 1? Что будете делать, если он уйдет из WRC?
– По крайней мере в следующем сезоне Себастьен этого не сделает. А когда придет мое время повесить шлем на гвоздь, буду больше рыбачить, отдыхать. Уделю время бизнесу, ведь у меня есть собственная фирма.