Совсем недавно сложно было представить, что культовый британский бренд MG станет одним из наиболее активно набирающих популярность в Украине. Олег Ермоленко побывал на родине марки в Бирмингеме и увидел, как рождаются идеи автомобилей MG.

Британцы, пожалуй, лучше всего умеют две вещи: хранить традиции и гордиться. Пожалуй, именно поэтому в стране до сих пор жива не только монархия, но и славная плеяда автомобильных брендов, заявивших о себе миру еще на самой заре пахнущей бензином цивилизации. Автопром окутанного туманом континента всегда был своеобразен и шел альтернативными путями, отличаясь от прочих мировых школ отнюдь не только расположением руля. Одна из ярчайших звезд английской школы – безусловно, марка Morris Garages, первые спортивные машины под которой появились 90 лет назад.
Судьба компании была причудливой и непростой: британскую звезду перетягивали к себе разные галактики, а на волне кризиса 2000-х она, казалось, едва не погасла – однако вспыхнула сверхновой. Увлекательная история MG достойна отдельного материала – пока же поговорим о настоящем этого легендарного бренда.
С 2006 года бренд MG перешел под крылышко одного из крупнейших мировых автомобильных холдингов – китайского концерна SAIC Motor. Богатая компания узрела в британской марке большой стратегический потенциал для освоения европейского рынка – и не испугалась инвестировать в ее реанимацию и разработку свежих моделей более полумиллиарда евро.

img_8328

 Так выглядит британский «мозговой центр» компании. Несмотря на тягу англичан к устоявшимся традициям, кульманы и ватманы здесь давно уступили место мощным компьютерным системам.

Современные реалии таковы, что уже давно не осталось чисто немецких или, скажем, чисто японских автомобилей: глобализация делает свое естественное дело, объединяя не только рынки, но и инженерные школы.
В общем-то, и творения MG уже не назовешь чистокровными британцами – над ними потрудились светлые умы разных стран и континентов. В тесном тандеме над новыми моделями работают два конструкторских бюро: в Бирмингеме и Шанхае, причем штат китайского отделения впечатляет – в нем 2000 инженеров и 120 дизайнеров. Тем не менее, главный носитель духа марки – ее дизайн, и хорошо, что в SAIC понимают: он должен быть европейским. Именно поэтому решающее слово в разработке всех нынешних и грядущих моделей MG – за бирмингемским центром.

img_8321

 Дизайнеры MG вовсю используют новомодную трехмерную печать. 3D-принтеры воспроизводят как уменьшенные макеты кузовов, так и детали интерьера в реальном размере.

Кузница сердец

Примечательно, что «прописка» MG в Бирмингеме не меняется уже больше века – и поныне в окраинном районе Лонгбридж располагаются центр продаж, сборочный завод и инжерно-исследовательский центр. Завод площадью 25 га занят сборкой четырех- и пятидверных MG 6, а также недавно появившихся хэтчбеков MG 3 (к нам такие машины поставляются в версии Cross с увеличенным просветом и пластиковым обвесом). Почти все компоненты приходят с китайских предприятий, а 400 английских рабочих с чувством, толком и расстановкой собирают их в готовые автомобили – до тысячи в год. Впрочем, в скором времени завод прибавит мощности: ведь уже со следующего года MG шагнет в другие страны Европы. Первым делом вполне закономерно начнут со стран, где действует такое же, как в Британии, левостороннее движение: Кипр, Мальта, Ирландия. Да и у себя на родине MG набирает популярность: сейчас в Англии 32 дилера марки, а уже в первой половине 2014 года их будет около двух сотен.

img_8272_01

 Завод в Бирмингеме пока в неспешном ритме собирает MG 6 и 3 для внутреннего рынка Англии. Со следующего года отсюда начнут поставлять автомобили и в другие страны Европы с левосторонним движением.

И если завод истинно по-английски тих и неспешен, то в инженерном центре жизнь бьет ключом. Здесь идет бурная работа над практически всеми узлами уже выпускаемых и будущих моделей MG, и особое внимание уделено силовым агрегатам. Англичане считают большой удачей новый дизель для MG 6, разработанный совместно с китайским инженерным центром SAIC Motor. Нам довелось его опробовать на экспресс-тесте – впечатление осталось неплохим, так что было бы здорово, если дизельные версии «шестерки» пришли и в Украину. Активно придумываются и альтернативные установки – уже воплощена «в металле» и проходит испытания интегрированная электрическая трансмиссия для гибридных автомобилей, рассчитанная на передачу потока мощности вплоть до 600 Н·м.

img_8329

 Концепт MG 5 по праву украшает фирменный дизайн-центр.

Мы уже говорили, что англичане хорошо умеют гордиться – вот и своим отделом испытаний двигателей они очень гордятся. Причем – по праву. За последние два года в моторной лаборатории было собрано и испытано больше сотни двигателей. В распоряжении инженеров – несколько отличных испытательных стендов, оснащенных хитрым оборудованием: оно позволяет задавать мотору различные параметры работы и имитировать нагрузки. За поведением двигателя на стенде неусыпно следят многочисленные датчики – и чуть менее многочисленные инженеры.

Нарисуем – будем жить

Еще один давний повод для гордости MG – ее дизайнерский коллектив. В Бирмингеме над образом марки сейчас колдуют 30 автохудожников. Специалисты вовсю используют в своем творчестве последние технологии: от трехмерных визуализаций на гигантском проекционном экране до печати на 3D-принтере. Однако неуемная истинно английская сила традиций хорошо проявляется и в любви к прежнему методу работы – лепке натурных макетов из пластилина. Впрочем, теперь и в этом занятном процессе ручного труда поубавилось: на помощь дизайнерам пришел многоосевой фрезерный станок-автомат.

img_7816

 В боксах гоночной команды MG идет бурная подготовка боевой машины к финальному этапу чемпионата BTCC.

Один из главных дизайнеров MG Карл Готэм пока не стал раскрывать завесы над тайнами грядущих премьер. Однако вполне очевидно, что наибольшие усилия его команда сейчас прилагает в работе над компактным кроссовером. Об этом можно судить по недавним концептам MG на Пекинском и Шанхайском автосалонах, да и рыночная мода неуклонно требует обязательного присутствия такой модели в гамме.
Каким же видит Готэм дух дизайна марки? По мнению маэстро, он современен, но при этом несет в себе лучшие черты славного наследия бренда, стильный и (вот он, тонкий английский юмор!) – пожалуй, слегка спортивный.

Большому кораблю – большой спорт

Для любого сильного автопроизводителя спорт – не только большая рекламная площадка, но и (часто даже в первую очередь) превосходный тестовый полигон. Гоночные нагрузки на машину одновременно и максимальны, и наиболее реальны. Вот и MG как марка с почти вековой спортивной славой не остается в стороне от большого автоспорта – у фирмы есть своя мощная команда в британском кузовном чемпионате BTCC. Честь марки доблестно отстаивают два пилота: умудренный опытом Джейсон Плато и восходящая звезда английских треков – 24-летний талантливый пилот Сэмюэл Тордофф. Последний, хоть и играет пока в команде вторую скрипку, все больше наступает на пятки своему наставнику. В нынешнем сезоне за командой MG был каждый второй поул-позишн, а Плато восемь раз поднимался на финишный подиум. Однако финальный этап немного подкосил успех команды – в итоге у MG в этом сезоне серебро в общем зачете.

img_8318

 Это новая электрическая трансмиссия для будущих гибридных версий MG.

Боевые машины команды – MG 6. Конечно, эти автомобили здорово отличаются от серийных, и даже кузова их только внешне схожи с «гражданскими» собратьями. Однако двигатель гоночной «шестерки» с обычным разнится главным образом степенью форсажа. Основные его компоненты – блок цилиндров, поршни, шатуны, коленвал – полностью идентичны деталям «мирных» моторов серийных MG 6: таково ведущее требование регламента BTCC. За весь сезон двигатели ни разу не подвели пилотов – вкупе с финальным результатом это самая наглядная демонстрация уровня конструкции.