Электронные системы активной безопасности подстрахуют в сложной ситуации и оградят от неприятных последствий.


ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ

Первые разработки ABS появились еще до Второй мировой войны. В 1936 году фирма «Бош» получила патент на «механизм защиты от блокирования колес для механических транспортных средств». Однако же на автомобили антиблокировочные системы серийно стали устанавливать лишь в 1978-м. Предлагаемая как опция ABS 2 поднимала цену «Мерседес-Бенца» S-класса на 2217 немецких марок.
Спустя шесть лет компанию ABS составила еще одна электронная система активной безопасности – противобуксовочная TCS (Traction Control System). При снижении сцепления шин с дорогой она сдерживала проскальзывающие колеса, используя, как и ABS, исполнительные тормозные механизмы. А в 1995 году свет увидела первая программа стабилизации ESP – электроника стала контролировать не только блокировку и пробуксовку колес, но и поворот автомобиля вокруг вертикальной оси. Иными словами, на­училась распознавать занос и, управляя тормозами и тягой, гасить его.
За прошедшие со времени появления первой ESP 5.0 пятнадцать лет начинка систем активной безопасности существенно изменилась, но задачи у них остались прежними. Самое современное, девятое поколение легче и компактнее прародителей почти втрое. Новые алгоритмы и более чувствительные датчики, усовершенствованные исполнительные механизмы позволяют нынешней ESP быстрее и точнее водителя реагировать на происходящее.
ESP постепенно обрастала разно­образными программами. Например, ассистент торможения при экстренном замедлении поднимает до максимума рабочее давление, сокращая тем самым тормозной путь: у останавливающегося со скорости 100 км/ч автомобиля с такой системой он в среднем на 7–8 м меньше. ESP взяла на себя и контроль за давлением в шинах, рассчитывая его по данным о скорости вращения колес. В программу заложили также другие полезные алгоритмы, повышающие безопасность и комфорт, – например, удерживание автомобиля при троганье на подъеме, контроль за скоростью при спуске, отключение электрического ручного тормоза при нажатии на газ, удерживание машины на траектории при движении с прицепом или грузом (последнее – для коммерческих автомобилей).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПЛЮСЫ

В восьмом поколении семья ESP разрослась: в нее вошла система с приставкой Plus, а чуть позже – Premium. Основные отличия от обычной ESP – в конструкции гидроагрегатов и, естественно, в электронной части. Удалось снизить шум и вибрации, а более гибкое управление рабочим давлением не только повысило безопасность и комфорт, но и расширило функции помощника. Например, система Plus умеет просушивать тормозные диски или заранее подготавливать тормоза к экстренному замедлению, а Premium дополнит адаптивный круиз-контроль функцией stop & go.
На зимнем испытательном полигоне «Бош» близ шведского городка Вайтеуден, рядом с Северным полярным кругом, мне удалось поближе познакомиться с этими системами. На серебристом «Ауди-А4», оборудованном ESP 9 Plus, выезжаю на заснеженные спецдороги. Упражнение – имитация объезда препятствия и возвращение в свой ряд на скорости 80 км/ч. Руль в сторону, потом назад – по поведению автомобиля кажется, что под колесами мокрый асфальт, а не снег. Минимально отклоняясь от заданной рулем траектории, машина огибает воображаемое препятствие. Повторяю еще пару раз, чтобы закрепить ощущения, и пересаживаюсь на точно такую же «четверку», только с ESP 9 Premium.
В отличие от ESP 9 Plus, у гидромодуля более дорогой системы не два, а шесть поршней, создающих рабочее давление в приводе тормозов. В «лосином» тесте Premium помогает чуточку точнее и тише. Хотя именно из-за этой вроде бы незначительной разницы создается ощущение, что пересел не в ту же «четверку», а в автомобиль классом выше. Кстати, в числе других преимуществ системы Premium – низкое энергопотребление, что немаловажно для дорогих моделей, напичканных современными электрическими устройствами.

НЕ ВЕРИТЕ – ПРОВЕРИМ

Исследования показали: большинство автолюбителей в России и Украине знают, что такое ABS, но об остальных системах активной безопасности слышали куда меньше. Например, с ESP знаком всего 51% опрошенных, причем две трети назвали ее среди прочего оборудования автомобиля лишь после подсказки. А ведь потребность в этих превентивных средствах защиты возникает чаще, чем во всем известных ремнях и подушках. Объяснение очень простое: они помогают предотвратить аварию, а не минимизировать ее результаты, то есть борются не с последствиями, а с причиной. Эти аргументы вам кажутся неубедительными? Вы даже считаете, что в каких-то ситуациях электроника способна навредить? Разубедить скептиков могут только цифры, полученные на испытаниях с помощью беспристрастных приборов. Поэтому группа экспертов отправляется на полигон – их отчеты читайте в ближайших номерах ЗР.