система голосовых команд в автомобиле. Общий язык с машинами искал Максим Сачков.
Фото Александра Кульнева.

На лицах окружающих возникло неподдельное восхищение, когда один мой знакомый решил продемонстрировать голосовой набор номера в телефоне. Две попытки ожидаемого результата не принесли, а третья увенчалась невероятным успехом – вызываемый абонент собственной персоной предстал перед собравшимися…
С того времени прошел не один год. Системы, распознающие голоса, стали лучше различать речь и понимать больше команд. И хотя в автомобилях такие устройства еще новички, уже сегодня сидящий за рулем может голосовыми командами управлять навигационной системой, изменять масштаб и вид карты, вызывать по телефону нужного абонента, выбирать любимую радиостанцию или компакт-диск. Для близкого знакомства предлагаю голосовых «спутников», установленных на самых свежих моделях «Ауди» и «Лексуса».

УЧИТЕ РУССКИЙ!

Около часа я копался в двухтомной инструкции, путешествовал по лабиринтам информационно-развлекательной системы MMI, даже обращался за помощью к специалистам, чтобы, наконец, завести разговор с «Ауди». В описании присутствует система голосовых команд – нажимаю кнопку с характерной пиктограммой, говорю в микрофон… а в ответ тишина. Оказалось, что автомобили из Ингольштадта пишут, читают и даже говорят по-русски, но вот устную речь пока не понимают. Видимо, инструкцию, в которой даны подробные рекомендации (причем тоже на русском!), как управлять посредством голосовых команд, выпустили загодя. Так что, поклонники марки, общение с любимым автомобилем на великом и могучем придется отложить. А я переключаюсь на английский.
Ура, заработала! После нажатия на клавишу раздается призывный «бип», на дисплее загорается соответствующая пиктограмма. Но радость длилась недолго. Я знал, о чем хочу поговорить, но не знал как – никаких подсказок ни на центральном экране, ни на дисплее приборного щитка. Прошло немало времени, прежде чем нашел наконец-то заветное Help (помощь). На дисплее появился список команд для управления навигацией, радио, телефоном, записной книжкой, и дело пошло на лад.
Когда заучишь несколько ключевых слов, пользоваться системой становится проще. Однако стоит ошибиться, и диалог приходится начинать заново – команды «назад» или «вернуться к предыдущему действию» мне найти не удалось. Чтобы исправить ситуацию, всякий раз нужно взывать к помощи, повторяя Help. А сбои поначалу случались часто – я путался в сложном меню системы, иногда она не распознавала мой английский. Например, по команде Redial (автоматический дозвон) включалось радио (наверное, ей слышалось Radio).
Процедура голосового ввода телефонного номера особенно расшатывает нервную систему. Из десятка попыток ни одна не увенчалась успехом: машина то перевирала цифры, то добавляла собственные, а при упоминании двойки и вовсе без предупреждения включала набор. Кстати, ничуть не меньше усилий потратил, чтобы вбить нужные мне координаты в навигацию. Страну и город задать каким-то чудом удалось, а названия проспектов и улиц вводил в ручном режиме. Видимо, электронная дама, разговаривающая по-английски, не дружит с кириллицей, которой написаны адреса. Выход один – обучить ее русскому, чтобы владела им в совершенстве.

МОЛВИЛ ЧЕЛОВЕЧЬИМ ГОЛОСОМ

Когда «Лексус» попросил на родном для меня языке ввести команду, я вздохнул с облегчением. Если не ошибаюсь, пока только эта японская фирма научила свои автомобили понимать разговорный русский. Причем на экране сразу появилось меню, с помощью которого довольно просто управлять устройствами автомобиля. Единственное «но»: общий список команд очень громоздкий, а листать его приходится не голосом, а джойстиком. Впрочем, когда выучишь волшебные слова, к подсказкам в руководстве по эксплуатации почти не обращаешься. Однако пару раз «букварь» все-таки пригодился – из него я выудил дополнительные полезные команды. Например, нашел общий язык с климатической установкой, живо реагирующей на слово «градусы». Произносишь «двадцать пять», и вот уже потеплело.
Как все-таки удобно говорить с машиной на своем языке! Похоже, «японца» обучали в российской школе. Он отлично понимает русскую речь – в 90% случаев точно угадывал, что от него требуют. Я пробовал менять тембр голоса и громкость, но серьезной разницы не заметил – система одинаково четко распознавала бас и фальцет, не пугалась окриков, лишь фразы, произнесенные шепотом, изредка просила повторить. Адекватно реагировала и на реплики человека с простуженным горлом. Забавно, что в ответ на суровое, с хрипотцой, требование: «Проверка связи» – автомобиль нежно произнес свое имя: «Лексюсь».
Стало даже немного скучно, и я решил проверить, как поведет себя разговорчивый собеседник в нештатной ситуации. Вместо «ресторан» проговорил «кафе» – такого слова нет в списке. Услужливая система, недолго думая, предложила на выбор несколько… посольств. Причем первым значился адрес миссии Народной Республики Бенин. Справедливо рассудив, что поесть здесь не дадут, произнес команду «Назад». Но электронной даме, видимо, послышалось «Ввод»… Так я впервые попал в Западную Африку.
Не ошибается тот, кто ничего не делает. Но столь рьяное желание автомобиля угодить водителю вызывает улыбку. Нет бы просто сказать: не понял, мол, что ты от меня хочешь. Система пытается угадать, что означает или с чем созвучно незнакомое слово. Еще один пример. На вопрос, какой объект хочу выбрать, я в сердцах бросил: «Черт его знает». В ответ получил подробную информацию… о близлежащих спортивных комплексах. Мистика какая-то!

РАЗГОВОР ОКОНЧЕН!

Я устроил голосовым системам довольно жесткое испытание, с которым они в общем и целом справились. Если электронных говорунов не провоцировать на ошибки, а просто ставить им реальные задачи, они вполне приемлемо понимают водителя и прилежно исполняют его поручения. Безусловно, общаться проще и веселее с русскоговорящим помощником. И тут преимущество «Лексуса» над «Ауди» очевидно. Надеюсь, в скором времени
великий и могучий выучат и другие модели – ведь среди людей, заплативших несколько десятков тысяч евро за автомобиль, могут найтись и такие, кто вовсе не владеет иностранными языками.
Голосовые команды – не роскошь, а эффективное средство управления автомобилем. Ведь они повышают
безопасность, освобождая руки водителя от манипуляций с кнопками. Правда, многое зависит от того, как выстроена система. Например, в «Лексусе» алгоритмы проще и логичнее, подсказками пользоваться удобнее. Не мудрено, что общий язык с «японцем» я нашел быстро, а для разговора с «Ауди» пришлось довольно долго посидеть за «букварем». Однако учтите, что в любом случае требуется какое-то время для знакомства, чтобы машина и водитель начали понимать друг друга с полуслова.
Эволюция разговаривающих систем предсказуема. В ближайшее время они будут общаться с водителем исключительно по делу, выполняя различные несложные команды. Когда их лексикон расширится, начнут приветствовать хозяина, рассказывать о дорожной ситуации, погоде, неисправностях автомобиля. Потом, глядишь, наступит черед самообучающихся электронных собеседников, с которыми интересно будет и по душам поговорить. И возможно, фраза «пойду в гараж» обретет новый смысл.

ТИХО! МЫ БЕСЕДУЕМ

Водителям стоит помнить о некоторых нюансах, связанных с использованием систем голосовых команд. Производители не гарантируют нормальную работу таких устройств, если в машине громко разговаривают пассажиры или играет музыка (для справки: при подаче голосовых команд штатная аудиосистема приглушает звук). Дополнительные помехи может создавать уличный шум, проникающий через открытые окна и люк, поэтому при сеансе связи их рекомендуют держать закрытыми. Приказы надо отдавать громким голосом (но не кричать) и отчетливо выговаривать каждое слово.