В наших путешествиях мы уделяли мало внимания Восточной Украине, хоть живописных уголков с интересной историей хватает и в ней.
Восполним пробел: Ярослав Московка отправился в один из самых
красивых дендропарков нашей страны, отмечающий
в этом году свое двухсотлетие. Фото автора и Сергея Торгалова.

Есть в сотне километров западнее Харькова, за городом Богодуховым, поселок Краснокутск с пятью тысячами жителей и ухабистой главной улицей. На первый взгляд, ничего интересного, кроме большой многоглавой церкви. Но совсем рядом – сказочный уголок: у большого красно-белого щита «Краснокутская опытная станция садоводчества» сверните на боковую улочку, круто взбирающуюся на холм, затем наверху, возле автобусной остановки, поверните направо – и вы окажетесь у высокой каменной ограды с коваными воротами.

Это краснокутский дендропарк, основанный знаменитым на Харьковщине дворянским родом Каразиных. В XVII веке монахи-переселенцы из Корсуня основали здесь монастырь. Он простоял лишь сотню лет и был закрыт по приказу Екатерины II, прознавшей, что в нем прячутся бунтовщики. (От монастыря сохранилась до наших дней лишь небольшая часовня в пещере с мироточащей иконой и часть 18-километровых подземных ходов.) Здешняя земля была пожалована императрицей за доблесть в турецкой войне полковнику Назару Каразину. Его сыновья Иван и Василий (основатель Харьковского университета) в 1809 году разбили близ заброшенного монастыря сад с растениями из разных уголков света.

А ВЫ ВИДЕЛИ АРИСТОЛОХИЮ?

Братья были хорошими ботаниками и страстными искателями: они завезли и успешно привили на слобожанской земле более шестисот видов флоры. Именно благодаря Каразиным в Украине появились привычные ныне канадский клен, акация и платан. Даже самые нежные растения освоились на неродной почве, – помог естественный рельеф парка с перепадами высоты и разнообразным микроклиматом. В монашьих пещерах Каразины сделали оранжерею для цитрусовых с первым в Украине паровым отоплением.

Чудесный парк едва не погиб во время Отечественной войны – он был частично вырублен, зарос сорняками и живучими, но малоценными деревьями. К счастью, у него появились спасители – в 1968 году здесь основали опытную станцию садоводчества. Былое многообразие не удалось полностью восстановить, но все же сейчас в краснокутском саду 353 вида флоры.

Вчитываюсь в их список и жалею, что раньше не проявлял интереса к ботанике: если плакучую рябину, даурскую березу, китайский ясень, серебристый клен еще могу кое-как представить, то названия вроде катальпы яйцевидной, трехколючковой гледичии, аристолохии и актинидии мне уж точно ни о чем не говорят. Тем интереснее их увидеть!

Парк интересен не только биологам, но и романтикам, особенно влюбленным. Можно, например, прогуляться по аллее мачтовых сибирских пихт мимо старой беседки к пруду с розовыми лотосами, а затем по лесной тропе к другому пруду, где на круглый островок с ротондой ведет изящный мостик с ажурными перилами. Неподалеку – «дерево счастья», а по-научному «гинкго двухлопастное»: его непременно надо коснуться и загадать желание…
Детям, а заодно и любителям квестов можно подкинуть задачку: отыщите-ка все деревянные фигурки сказочных героев, «сидящих» на деревьях! Я нашел Змея Горыныча (как полагается, рядом с избушкой на курьих ножках и Бабой-Ягой), пушкинских ученого кота и белочку с золотыми орешками… но, как выяснилось, кое-кого проглядел.
Парк таит в себе еще много чудес. Они стоят того, чтобы сюда приехать. Невероятно, но и вход в него, и даже парковка у ворот бесплатны! Не мозолят глаза и смотрители. Спасибо станции садоводчества, сохранившей для нас в меру своих возможностей эту красоту. Ну и, конечно, надо поблагодарить за нее Ивана Каразина, который похоронен здесь же, в одном из тихих уголков парка…

«ДАЛЬНОБОЙНЫЙ» ВАРИАНТ

От Киева до Краснокутска около 450 км, да еще добавим сотню, если заехать в Харьков. А когда путь не близок, хочется, чтобы автомобиль был попросторнее и покомфортнее, – потому-то из нескольких вариантов мы выбрали «Мицубиси-Галант».

В Украине эта модель не в новинку – вполне успешно продается с 2006 года, а в 2008-м пережила рестайлинг, получив, в числе прочего, иную светотехнику и более мягкую подвеску. Уже при первом взгляде на машину чувствуются американские корни: элегантным и динамичным этот большой угловатый седан уж точно не назовешь, а вот внушительным – это да.

Тема массивного классицизма продолжается и в интерьере. Для молодежи он старомоден и скучноват, но солидному отцу семейства вполне угодит. С эргономикой здесь, по традиции «Мицубиси», порядок – не хватает лишь подсветки кнопок на подлокотнике двери и регулировки руля по вылету. Передние сиденья в американском духе: очень удобные и достаточно мягкие, но с неразвитыми боковыми поддержками – на таких хорошо ехать сотни миль по прямой. В нашей топ-версии Instyle (192 500 грн) сиденья обиты добротной кожей, – правда, в жару я бы предпочел тканевую обивку варианта Intense (173 000 грн). К слову, комплектации почти одинаково богаты: старшая отличается, кроме кожи и накладок под дерево, аудиосистемой известной фирмы «Рокфорд» с восемью динамиками и электроприводом водительского сиденья. Климат-контроль в обеих версиях однозонный, зато работает он очень эффективно, мягко охлаждая салон даже в 37-градусную жару, которая застала нас в пути.

Двух задних пассажиров порадуют барский простор в ногах и три удобных, мягких подлокотника (два на дверях и широченный, с подстаканниками, посредине). Можно принять расслабленную позу и ехать полулежа. Втроем, конечно, комфорт уже не тот.

ПРИВЫЧКА К ХАЙВЕЯМ

Ох, и непросто же маневрировать на стоянке «Галанту» (длина 4865 мм, ширина 1840 мм)! Радиус поворота почти в два раза больше, чем у соседского «Аутлендера» – пока я кручусь туда-сюда, тот уже уехал… Очень помогает умный задний парктроник с четырьмя датчиками и цифровым табло, показывающим в дециметрах расстояние до препятствия.

Под капотом классический американский агрегат: 2,4-литровый 158-сильный бензиновый мотор с 4-ступенчатым автоматом. По нынешним меркам, число передач маловато, но коробка компенсирует это отличной настройкой и почти мгновенными реакциями на кик-даун. Несмотря на немалую для такого двигателя снаряженную массу (1620 кг) обгоны даются легко. На крутых спусках «Галант» абсолютно незаметно, особенно при включенном круиз-контроле, переходит на передачу ниже, эффективно подтормаживая мотором. При спокойном темпе городской езды автомат норовит побыстрее добраться до высших передач, держа невысокие обороты и стараясь сэкономить топливо. Впрочем, экономичность – не самая сильная сторона в целом очень удачного силового агрегата: при скорости 100-110 км/ч на шоссе автомобиль «съедает» 10 л/100 км, а в городе до
13 л на сотню.

Мягчайшая длинноходная подвеска и немалый (165 мм) клиренс – то, что нужно в дальних путешествиях по непредсказуемым отечественным дорогам. На неровностях «Галант» лишь чуть покачивается. Даже впечатляющие краснокутские ухабы были ему нипочем.

«Американистость» налицо и в управляемости. По прямой машина идет уверенно, четко держит курс и почти не требует корректирующих движений рулем. Но выписывать крутые повороты по холмам Харьковщины тяжелый «Галант» откровенно ленился. Большие крены в поворотах вынуждают заранее усердно гасить скорость,– на самых крутых кривых автомобиль начинал повизгивать резиной уже при 70 км/ч. То же и с ощущениями на руле. При езде по прямой и в плавных поворотах он достаточно собранный, в меру точный (хотя острым его никак не назовешь), но стоит дороге повернуть покруче, он как бы обмякает в руках, также призывая не гнать лошадей. Наиболее комфортная скорость движения по прямой – до 110 км/ч, что вполне соответствует скоростному режиму и на украинских, и на американских дорогах.

ПУТЕШЕСТВУЙТЕ БИЗНЕС-КЛАССОМ!

«Мицубиси-Галант» – большой, неплохо оснащенный и очень комфортабельный седан Е-класса – сейчас доступен фактически по цене хэтчбека двумя классами ниже. При такой цене ему прощаешь легкий налет старомодности, а за сдержанный, остепеняющий нрав даже хочется поблагодарить, когда едешь с семьей в дальнюю дорогу.

Автомобиль для путешествия предоставлен компанией «Торговый дом «НИКО».

Виктор Плахтий

эксперт УЗР:

В «Галанте» сразу отмечаешь продуманную эргономику места водителя – все логично, удобно, под рукой. В водительском кресле с комфортом устроится и не устанет в долгой поездке человек любой комплекции. Минус – неважный обзор через мелковатое салонное зеркало, к наружным же нет претензий.

Задний диван широк, но рассчитан явно на двоих. Простора здесь хватило бы с головой… если бы не эта самая голова: макушка пассажира ростом выше среднего упирается в потолок.

У автомобиля отличная плавность хода, качественная шумоизоляция. Хороший дорожный просвет и мощная защита картера позволяют уверенно ехать даже по проселкам.

«Галант» несмотря на громоздкую внешность имеет неплохую управляемость и быстрые реакции, но очень чувствителен к излишку скорости в поворотах и довольно рано срывается в занос. Самый существенный недостаток – отсутствие системы стабилизации.

В целом, автомобиль оставил очень приятное впечатление – с ним комфортно и в городской толчее, и в дальних путешествиях. Его мягкий, несколько флегматичный характер настраивает на спокойное – а значит, безопасное движение.