С появлением дизельной модификации «Шкоды-Октавия RS» возвращаемся к теме горячих хэтчбеков.

Универсальных автомобилей не бывает. Когда меня спрашивают, какую машину лучше купить, я обычно шучу: «Мусоровоз. Если, конечно, нужно регулярно вывозить отходы». Согласитесь, нельзя найти модель на все случаи жизни, поэтому каждый раз приходится учитывать конкретные пожелания. Но когда рамки сужаются до требований «и на работу ездить, и на трассе зажечь», выбор падает на класс хот-хэтчей. Они выросли из обычных городских малолитражек: их зарядили мощными моторами, доработали им шасси. Удачным рецептом пользуются все производители, поэтому такие машины относительно недороги и практичны. А вот нюансов немало – кто-то максимально акцентирует спортивность, жертвуя комфортом и универсальностью, другие делают ставку на сохранение базовых достоинств, добавляя немного перца. «Октавия RS» с двигателем на тяжелом топливе, пожалуй, из таких. Она усту- пает бензиновой сестре в мощности – лишь 170 л.с против двухсот. Зато заметно превосходит по моменту: 350 Н•м доступны уже начиная с 1750 об/мин. Тепловоз!

Впрочем, не совсем: тепловоз работает по принципу дизель-генератора – в движение его приводят электромоторы. А на «Октавии-RS» установлена 6-ступенчатая трансмиссия DSG с двумя мокрыми сцеплениями. Для мотора с узким рабочим диапазоном оборотов – оптимальный вариант. Тандем двигателя и коробки работает прекрасно. Очевидно, алгоритм смены передач здесь адаптирован к характеристикам дизеля. И при неспешном разгоне, и при максимальном ускорении автомат подгадывает переключения настолько удачно, что разрывов потока мощности и рывков практически не ощущаешь. Но чтобы почувствовать характер силового агрегата, лучше утопить педаль акселератора примерно на три четверти хода. Тогда стрелка тахометра начинает взмывать и падать, а каждое переключение сопровождается заметным толчком. Объективно не самый быстрый режим, зато на уровне ощущений получаешь ожидаемый уровень адреналина.

Признаюсь откровенно: встречи с этой «эрэской» ждал, храня в памяти тепло от общения со старой «Шкодой-Фабия RS». Там тоже был дизелек, правда, с характеристиками поскромнее, но агрегатированный с шестиступенчатой «ручкой». Вот где душа радовалась! Каждое переключение пробуждало такую лавину тяги, что ведущие колеса проворачивались даже при переходе на третью ступень. У более солидной «Октавии» манеры взрослее, такого хулиганства она себе не позволяет. И в мелочах, и в целом «Октавия-RS» не скрывает своей принадлежности к более высокому классу. Рулевое управление стандартное, в связке поворотов ухватистым «бубликом» приходится активно работать. Спортивная (в отличие от той, что у обычных «шкод») подвеска надежно удерживает автомобиль и на ровном, и на волнистом покрытии. Кому-то она покажется жестковатой, а по мне – в самый раз: и душу не вытрясает, и уберегает от раскачки на неровностях. Сполна насладившись спортивной составляющей, оценим гражданскую. Версия RS сохранила все достоинства стандартной «Октавии». Это и просторный для своего класса салон, и практичный кузов хэтчбек с поистине огромным багажником. Если на выходные не намечены прострелы на автодроме, можно смело везти на дачу маму с джунглями помидорной рассады: места хватит, как и дорожного просвета. Предусмотрена стандартная трансформация салона с откидными спинками, превращающая горячий хэтчбек в небольшой грузовик. Проем за задними сиденьями не ограничен дополнительными усилителями кузова, как у некоторых собратьев по жанру.

А будничные поездки на работу с неминуемыми пробками скрасит богатая комплектация: климат-контроль, люк с электроприводом, задний парктроник и ксеноновый свет. Из новинок, которые с недавнего времени стали доступны владельцам рестайлинговых «октавий», – мультимедийный центр. С помощью сенсорного экрана можно выбрать источник звука (радио или компакт-диск) или режим навигации. Кстати, карты грузятся с DVD, но воспроизводить аудио или видео с носителей этого формата система не способна. Зато МР3 читаются без проблем – с дисков, с карты памяти SD, с внешнего носителя через линейный вход или же со встроенного винчестера на 30 Гб. Посетовать можно лишь на два прокола: кириллица по-прежнему недоступна; без навигационного диска система упорно держится за немецкий язык – попытки переключиться на более знакомый английский в подменю Systemeinstellung успехом не увенчались. Неделя с новой «эрэской» пролетела незаметно, как и полторы тысячи километров, добавившиеся в окошке одометра. Где ездили? Да везде, о чем говорилось выше. Удобство DSG оценили в ежедневных разъездах по городу, круиз-контроль – в неспешном загородном движении. Управляемость оценили на пустынных извилистых дорожках. Поездка с полной загрузкой выявила лишь один недостаток: трем задним пассажирам в верхней одежде непросто найти замки ремней безопасности. Словом, если не требуется вывозить мусор в промышленных масштабах, на роль единственного автомобиля в семье дизельная «Шкода-Октавия RS» подходит отлично.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Антон ЧУЙКИН,
заместитель главного редактора российской редакции ЗР; служебный автомобиль – «Шкода-Октавия 1,6 FSI»

Любая «Октавия» – очень правильная машина, с выверенной эргономикой и хорошими ходовыми качествами. Возможно, в ней не хватает перчинки, а в версии RS перца даже многовато, поэтому возникают неоднозначные ощущения. Для гражданского автомобиля модель RS слишком жесткая; по сравнению с моей машиной у нее меньше дорожный просвет: при парковке вплотную к бордюру приходится осторожничать там, где обычная «Октавия» встает с ходу. А назвать ее по-настоящему спортивной не позволяют возможности дизеля. На мой взгляд, чтобы претендовать на спорт, 170 сил маловато. Уверен, если пожертвовать управляемостью и сделать подвеску помягче, а клиренс побольше, RS станет очень привлекательной машиной на каждый день.