На разгонной катапульте лаборатории пассивной безопасности фирмы «Чери» застыл хэтчбек «Фулвин 2». Разгон, удар — и машина, врезавшись левой частью капота в соты деформируемого препятствия, отскакивает от барьера. О результатах краш-теста знает Наталья Королева, побывавшая в святая святых R&D центра китайской компании. | Фото автора и фирмы «Чери»

Исследовательский центр «Чери» расположен в Уху неподалеку от головного сборочного завода фирмы и включает множество отделов и лабораторий. Здесь есть вибростенды для настройки подвески, климатические и электромагнитные камеры для проверки коррозионной стойкости кузовов и совместимости разнообразной электронной начинки… Среди шестисот его сотрудников 80% приходится на высококвалифицированных инженеров, из которых, в свою очередь, 150 человек – это иностранные технические специалисты.
А после модернизации в 2010 году R&D центр обзавелся современной лабораторией пассивной безопасности. Натурные испытания машин фирма проводила и раньше, но теперь можно устраивать фронтальные краш-тесты на любых скоростях от 4 до 120 км/ч, с различными типами барьеров, включая сминаемые с алюминиевыми сотами, и с разной степенью перекрытия. И не только фронтальные: само собой, проводятся обязательные боковые удары, а еще здесь практикуют особый вид испытаний – когда в лобовом ударе сталкиваются два автомобиля. Не говоря уже о виртуальных краш-тестах.
Лабораторию пассивной безопасности, равно как и сам R&D центр, возглавляет вице-президент «Чери Аутомобайл» Чен Аннинг, с которым нам, увы, пообщаться не удалось. Поэтому благодарить его приходится заочно, ведь для «нашего» краш-теста была подобрана очень правильная машина!
Пусть «Чери Фулвин 2» далеко не нов (дебютировал в 2008 году), но из всех китайских автомобилей он близок украинцам как ни один другой – это же «Форца», которую с 2010 года выпускают на ЗАЗе по полному циклу со сваркой и окраской кузовов! Три года назад мы так и не дождались от зазовцев внятной информации о пассивной безопасности «Форцы», зато теперь сможем оценить ее на примере прародителя: машину будут «бить» по местному стандарту C-NCAP, который хоть и мягче норм EuroNCAP, но соответствует принятому у нас правилу №94 ЕЭК ООН – это удар на скорости 56 км/ч о деформируемый барьер с 40-процентным перекрытием.
Увы, в последний момент выяснилось, что результаты краш-теста, включая данные о деформации кузова и испытанных манекенами перегрузках, нам не огласят.

[%GALLERY%]

Но и так видно, что «Фулвин 2» неплохо выдержал испытание: левый лонжерон запрограммировано смялся, поглотив энергию удара, исправно выстрелила подушка безопасности водителя, да и дверь с его стороны открылась без специального инструмента. А судя по смещению руля и педалей, водитель обошелся без критических травм стоп и голеней. К слову, в 2010 году во фронтальном краш-тесте комитета C-NCAP такой же автомобиль с кузовом лифтбек набрал 43,1 балла, удостоившись четырехзвездочного рейтинга.
Однако «китайские» звезды не чета «европейским»: 8 км/ч разницы между правилами C-NCAP и EuroNCAP (56 против 64 км/ч) оборачиваются существенным увеличением кинетической энергии столкновения (ее зависимость от скорости – квадратичная) и как следствие – большими деформациями кузова. Не собирается ли компания со своими грядущими моделями на базе концептов «Альфа 7» и «Бета 5» последовать «евроэнкаповским» нормам?
Китайцы уходят от прямого ответа, упирая на то, что обе новинки разработаны «в соответствии со всеми европейскими стандартами». Но, как нетрудно догадаться, речь идет все о том же обязательном правиле №94 ЕЭК ООН, а вовсе не о независимых тестах EuroNCAP.
Однако появление первых «евроэнкаповских» автомобилей «Чери» не за горами. Правда, они будут носить марку «Корос»: в 2015 году с семейством из седана, универсала и псевдокроссовера фирма планирует отправиться на завоевание Европы. А там, как известно, не приходится рассчитывать на успех без отличной оценки в графе «пассивная безопасность».