Слушать и слышать – не одно и то же, глухих в подводники и космонавты не берут. Для авторемонтников этого ограничения вроде бы нет, а зря! – шутит Анатолий Вайсман.

Прикатил как-то к нам еще нестарый «Соренто». Хозяин почти плачет: ручку переключения автомата лихорадит даже на непо­движной машине. К кому только не обращался. Дилеры, ничего не сделав, профессионально отбоярились. Зато в другом сервисе убедили заменить тормозные колодки, диски, суппорты. (Интересно, каков их вклад в трясучку, когда машина стоит?) А еще в одном поменяли жидкость в АКП.

1_05

Естественно, когда пришел наш черед колдовать над машиной, владелец держался так, будто мы пытаемся лечить мозоли иглоукалыванием, однако терпел. Щупая одно, другое, третье, мы обнаружили, что на вибрации двигателя сильней отзывается правая сторона машины, особенно открытая дверь. Левая вела себя спокойней. Проверили ощущения стетоскопом. Да, правая зудит… Но зазоры между защитой и картером еще приличные, значит, виновата именно эта опора. А так как и другие уже неидеальны, предложили заказчику заменить все. Когда с новыми завели мотор, мужик воскликнул: «Неужели все так просто?!».
Похожая история случилась и у владельца «Мазды-5». Тут вроде и искать было нечего: машина бывалая, опоры на пределе, но ни в одном сервисе не догадались их поменять. А мы вот не постеснялись – и владелец счастлив.
Откуда же берется этот «ансамбль песни и пляски»? Дело в том, что помимо инерционных (уравновешенных) сил в двигателе работают газовые силы, они и создают крутящий момент двигателя. Его характер лихой: величина вовсе не постоянна по углу поворота коленвала. Поэтому система «двигатель – ведущие колеса» испытывает крутильные (угловые) колебания. А им в ответ по закону действия и противодействия Ньютона качается на своих опорах двигатель. Задачи этих узлов противоречивы: чтобы гасить колебания (демпфировать), опоры должны быть мягкими. Но не слишком, иначе при изменении нагрузки или на дорожных колдобинах мотор будет гулять относительно кузова. Трудно найти золотую середину.
Если посторонний шум сначала слышен лишь при прогазовках, а потом все чаще, – значит, опоры начали просаживаться. Большинство конструкций просты: колебания гасит внутреннее трение между слоями резины, как, например, в сайлент-блоках подвески. Но резина ветшает, трескается, опоры слабее гасят колебания, осаживаются. Иногда до полного разрушения, после чего, в зависимости от фантазии, один слышит гул, другой – зуд или еще что-то.
Итак, чаще всего виноваты опоры двигателя. Но бывают исключения. Если зуд начался внезапно, то, скорей всего, между кузовом и мотором застрял посторонний предмет. Воробья вы не почувствуете, а вот камень или железяку наверняка. Уберите немедленно! Однажды знакомый поленился: авось само перемелется. И угадал – перемололось: шальной болт, вклинившийся между защитой и мотором, прогрыз поддон – и масло убежало.

2_07

Что и как искать? Какими приборами? В первую очередь ушами и руками. А там, куда ухом не дотянешься, выручают стержни, палки, трубки. Профессионалу полезно иметь прибор посерьезней, например стетоскоп.
Борьба с вибрациями – дело творческое, с формальностями согласуется слабо. Чтобы выявить причины постороннего гула или металлического зуда, сначала полезно найти резонаторы-шпионы (двери, капоты, какие-то панели и т. п.), хорошо отзывающиеся на вибрацию. Возможно, вы видели, что с внутренней стороны боковин кузова, крыльев наклеены куски картона – им поручено глушить ненужную акустику. А у нас другая задача: найти информативное место на машине. Найдя, медленно меняем обороты двигателя – и щупаем резонансы.

3_02

Закончу курьезами. Однажды при­ехал клиент с жалобой на противнейшее з-з-з под капотом. Виновника нашли по жестяному звуку: одно из креплений теплового экрана, прикрученного к выпускной трубе двигателя, лопнуло, – на оставшихся он стал резонировать. Как видите, привычный, исправный двигатель – на самом деле вибростенд. А вот новенькая «Калина»-хэтчбек зудела лишь после прогрева. Горячая система выпуска длиннее холодной на несколько миллиметров, вот глушитель и доставал до бампера. Просто красивая физика, как говорил атомщик Ферми!